Комментарии А. Бадью и швейцарского лингвиста о Трампе и выборах. Я примерно также все вижу, только надо бы сделать акцент вот на чем.
Чтобы работали все эти манипулятивные приемчики, все эти игра с избирателями и в избирателей, прежде всего нужно «массы» удерживать в соответствующем состоянии. То есть в состоянии глупости (кратко говоря). Причем это все может быть не результатом некоего плана, осуществляемого из «Центра Власти» :))), вовсе нет, это все вписано в, скажем так, логику системы. Если массы будут умнеть и расти, то нарушится гомеостаз… конечно, конечно, все это очень упрощенно, но…
Многие аналитики совершенно справедливо указывают на глубокую иррациональность «выборов» и «выбора», но она системно обусловлена, что ли. Или вот как Бурдье говорил:
«легитимация социального порядка не является продуктом сознательно направленного действия пропаганды или символического внушения, как в это верят некоторые; она вытекает из того, что агенты применяют к объективным структурам социального мира структуры восприятия и оценивания, произошедшие от этих объективных структур, потому существует тенденция воспринимать социальный мир как должное.»
Вообще, ситуация может казаться мрачной, но лучше всего относиться к обострению проблемы как к ресурсу, как к возможности выйти за ограничивающие рамки. Ну, выбрали Трампа и прочих правых, ну и что? Очень скоро американские трудяги, голосовавшие за Трампа увидят, что даже на новых рабочих местах они остаются винтиками и топливом для Системы и буржуев, надо будет как-то на это реагировать...
Самый густой мрак, ка говорится, бывает перед рассветом. Но, скорее всего, у нас еще не самый густой мрак))) и потом будет еще «веселее».
Касториалис:
«Возможно ли, чтобы я преследовал химерическую надежду избежать трагической стороны человеческого существования? Скорее, я хочу избежать мелодрамы, ложной трагедии, когда катастрофа приходит без всякой необходимости, когда все могло бы произойти совсем по-другому, если бы люди знали об этом или сделали что- то другое. Люди умирают от голода в Индии, в то время как в Америке и в Европе правительство накладывает штраф на крестьян, производящих слишком много — это мрачный фарс, Великий Кукольный Театр, где трупы и страдания вполне реальны, но это не имеет ничего общего с трагедией, поскольку здесь нет ничего неизбежного. И если однажды человечество погибнет от водородной бомбы, я не назову это трагедией. Я назову это глупостью. Я хочу, чтобы не было этого Кукольного Театра, чтобы было невозможно превращение людей в марионетки другими «управляющими» ими марионетками. Когда невротик в четырнадцатый раз воспроизводит один и тот же приводящий к краху поведенческий акт, проецируя на самого себя и на своих ближних один и тот же тип несчастья, то помочь ему выйти из его состояния можно, лишь устранив из его жизни гротескный фарс, а не трагедию. Нужно наконец дать ему возможность увидеть реальные проблемы своей жизни и содержащийся в них элемент трагедии — то, что его невроз отчасти выражает, но еще более — маскирует.»