al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Миры рыночных и социальных норм



Дэн Ариели в «Предсказуемой иррациональности» взялся говорить об этой весьма сложной и важной проблеме, но написано у него слишком мало. Он также ссылался на исследования других психологов, но переведённой информации найти к сожалению не удалось. Вообще-то я еще раз убедился в том, что психология не должна отрываться от политики, идеологии и философии, иначе она будет не просто кастрированной, но станет игрушкой в руках господствующей идеологии (доминирующих дискурсов). Про Ариели я именно так не сказал бы, хотя он не забывает как-бы расшаркиваться перед существующим порядком вещей, но в то же время появляется ощущение, что он пытается скрыто протащить кое-какие подрывные идеи))

Миры рыночных и социальных норм - надо бы конечно более точно определить эти понятия. Или, быть может, правильнее говорить об отношениях, процессах. Социальные отношения и рыночные... Определения дать все-равно непросто, хотя интуитивно различия понятны. И они велики. Отношения помещаются в совершенно разные рамки, но при этом мир социальных норм также нельзя воспринимать как нечто гомогенное и обязательно хорошее.

Я бы на самом деле черту (с нечеткими и условными границами) провел несколько иначе - между конструктивными, здоровыми отношениями, и деструктивными, патогенными и патологическими. И вот рыночные нормы (отношения) - это разновидность последних. Хотя, конечно, не хотелось бы упрощать - можно предположить, что дело тут в пропорциях, то есть если рыночные нормы занимают лишь очень ограниченное место, а не разрастаются как рак и метастазы, то может и не будет вреда, но в то же время система денег является системой, которую необходимо перерастать, переходя к организации отношений на иных принципах везде; вопрос этот, стало быть, дискуссионный. Но в реальности пока мы имеем дело именно с разрастанием и метастазированием, так сказать.

Необходимо более подробно разобраться с тем, что же делают рыночные нормы с социальными (или, эта формулировка мне нравится больше, с человеческими отношениями)?

Человеческие отношения (коммуникация) - это сложный, удивительный и красивый, в своей сложности мир. Это самопорождающийся и самоорганизующийся мир, который каждый раз создается заново. Коммуникация всегда осуществляется на разных уровнях, в ней работают петли обратной связи, зеркальные нейроны, невербальный уровень, бессознательные процессы и т.д., так создается живая ткань отношений и связей. Здоровые отношения практически невозможны без соблюдения некоторых условий, среди которых - возможность честного и свободного обсуждения любых вопросов, любых принципов и нюансов отношений (метакоммуникация) и возможности их изменений...

Как действуют рыночные нормы? Самый простой пример это секс. Даже если главной побудительной силой для обеих сторон является, предположим, скука или страх одиночества, то в этом случае все-таки имеет место некое движение изнутри. Секс и связанные с ним переживаниям появляются как часть самопрождающихся отношений и всего контекста; паре либо удается создать эту живую человеческую связь, либо нет. В случае покупки секса все происходит уже совсем в других рамках. Уже не нужно ничего создавать, творить, происходит просто покупка. При этом покупающая сторона практически расписывается в своем бессилии и в страхе (в страхам, если быть более точном) перед близостью (в терминах Э. Берна), по сути, покупка это защита. Для другой стороны в данной ситуации существуют свои проблемы, но об всем этом написано уже очень много.

Безусловно, отношения и психику можно ломать и другими способами, безо всяких денег. Это происходит при авторитарных отношениях, в случае господства так называемого традиционализма, патриархальных ценностей, ценностей порядка и прочего бреда. Иначе говоря, преобладание командного аспекта коммуникации вместе с блокированием метакоммуникации (возможности обсуждения отношений), стремления к власти и жесткой привязки к фиксированным ролям - все крайне разрушительно для отношений.

Так, деспотичный «глава семейства» может и безо всяких денег принуждать жену к сексу по первому своему требованию (даже не желанию, ибо в таких случаях секс поглощается стремлением к власти). При этом все может основываться даже не столько на угрозе физического насилия, сколько на психологическом насилии и манипулировании. Разумеется, за всем этим можно увидеть опять-таки экономическую зависимость, но спор какая зависимость является «главной» (базовой, первичной) - экономическая, психологическая или какая-либо еще - мне не представляется принципиальным (главное в том, что отношения можно изменить и строить из иначе).

Секс, конечно, является просто хорошим примером. Точно так же, либо путем экономических рычагов (денег), либо путем физического или психологического насилия, можно осуществлять полномасштабное влияние на другого человека, пытаясь либо вызвать «нужные» чувства или действия (или хотя их внешнюю видимость), либо другие - подавить. Таким образом пытаются вызвать уважение, почитание, даже любовь и другие человеческие чувства.

Поэтому-то я и склонен относить рыночные отношения к миру разрушительных отношений.

Тоже самое происходит везде, не только в семьях или сфере межличностных отношений. Весьма забавно выглядит, когда экономическими способами пытаются «стимулировать» творческие процессы, внутреннюю активность, инициативность, самостоятельность и т.д. - вот здесь уже все еще больше приближается к парадоксальной коммуникации или даблбайнду.

При сферу экономики это даже Ариели неплохо написал, что там происходит, а еще лучше - в «Новом духе капитализма». Здесь тоже к даблбайнду очень все близко.

Одна из характерных черт авторитарных и разрушительных отношений, а вместе с ними и рыночных, заключается в стремлении к упрощению и примитивизации. Для пониманию системного и нелинейного характера человеческих и социальных отношений нужно системное мышление. Авторитарная и рыночная коммуникация стремится все примитивизировать - с помощью власти и механизма покупки-продажи. Авторитарный мир традиционализма насаждает застывшие и мертвые нормы и схемы, которым все должны следовать (повторение Того же самого), рыночный мир - это мир товарных сделок, мир более тонкой манипуляции и контроля, торжества меновой стоимости, то есть опять власть Мертвого - власть Капитала. Тупиковые пути, царство смерти.

Причем все только усугубляется (экспансия мира экономики и рынка). В экономической жизни и бизнесе все больше пытаются задействовать сферу эмоций и человеческих отношений (есть, например, книга А. Р. Хохшильд «Управляемое сердце: коммерциализация человеческих чувств», 1983), есть также практика покупки «просто» собеседников, «обнимальщиков» и т.д. Все, конечно, сложно - есть и контртенденции и разные формы сопротивления, ускользания от влияния доминирующих дискурсов... Развивались интересные идеи - событие (Бадью), трансверсальность (Гваттари, Делез), сингулярности (Бодрийяр), но... пока все очень непонятно, к чему идем.

О книге Ариели. (ГЛАВА ИЗ ЕГО КНИГИ)

Дэн Ариели не только бросает вызов представлениям о рациональности человека как ключевой идее современной экономики, но также ставит другие важные и интересные вопросы, ответить на которые, оставаясь в рамках неолиберальной парадигмы, весьма проблематично. Так, говоря сложностях столкновения и смешения мира социальных и мира рыночных норм, о разрушительных последствиях этого смешения для первого мира, автор может лишь по выражать обеспокоенность, сетовать и ограничиваться призывами - «хорошо бы не давать рыночным нормам захватывать мир социальных норм» и т.д. Но как практически это сделать в условиях почти не встречающей активного сопротивления экспансии капиталистической системы и идеологии неолиберализма, автору сказать по сути нечего. Без обращения к левой идеологии, в том или ином её варианте, в таких вопросах вообще сложно сказать что-либо серьёзное.

Кроме того, тема конфликта и смешения миров рыночных и социальных норм вполне может быть рассмотрена с позиций теории когнитивного диссонанса, а также теории коммуникации и даблбайнда. Шаг к теории когнитивного диссонанса здесь наиболее очевиден и понятен. Мы с трудом переносим внутренний диссонанс, поэтому-то мир социальных норм будет неизбежно отступать, ибо от него «легче» отказаться, чем от мира рыночных норм, наступающих при поддержке армии и флота, а главное - мирового капитала. Но все конечно не так просто и тут очень кстати будут теории, исследующие сложность и многоуровневость человеческой коммуникации, особенно реакции на внутренне противоречивый и парадоксальный контекст.

Теория даблбайнда может быть использована следующим образом. Одна из характеристик патогенной коммуникации состоит в невозможности определить характер посланий и отношений как таковых. Доверие или недоверие, человеческие отношения или взаимное рыночное (экономическое) использование, равенство или скрытое господство, забота, внимание или контроль и т.д. - при патогенной коммуникации блокируется возможность правильной идентификации отношений. Далее. Рыночные нормы - это всегда очень близко к командному аспекту коммуникации (особенно в условиях существования частной собственности на средства производства и господства системы денег), преобладание которого (иначе говоря - борьбы за власть) будет иметь разрушительные последствия для человеческих отношений (см. «Прагматику человеческих коммуникаций» Вацлавика, Бивин, Джексона).

Д. Ариели не является социальным критиком, он не ставит каких-либо радикальных вопросов, по крайней мере в своих книгах, но при этом подчёркивает, что каждый волен делать свои выводы из исследований, на которые он опирается. В любом случае, интересную информацию для левой критики в его книгах найти можно.

Tags: антикапитализм, даблбайнд, марксизм, психология капитализма, системный подход, социальная психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments