al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Памяти Марка Фишера

Никчемный человек. Марк Фишер
«Открытая левая» публикует один из самых личных и важных текстов Марка Фишера, британского теоретика (автора книги "Капиталистический реализм"), покончившего с собой 13 января.

Марк Фишер – британский теоретик, чьи интересы организуют уникальный сплав проблем современной философии с политизированным анализом популярной культуры. Литература, кино и в особенности музыка служили ему не только неисчерпаемым источником вдохновения и ярких иллюстраций, но и сложно устроенным исследовательским полем. Его небольшая работа «Капиталистический реализм», выпущенная на исходе нулевых независимым издательством Zero, приобрела за это время поистине культовый статус. В ней Фишер делает программное заявление: капитализм – это единственная реальность, которая у нас есть, завладевшая не только мировой экономикой, но и коллективным воображением. Капитализм определяет не только что (и как) мы производим и потребляем, что мы думаем и переживаем, но и то, о чем мы мечтаем (очевидно, о капитализме): мы живем в огромном пузыре, за пределами которого даже в самых смелых наших фантазиях есть лишь пугающая черная пустота. Неудивительно, что сам Фишер недолюбливал разнообразные «пузыри», в них ему всегда было тесно: на фабрике, на бирже труда, в академической среде, в формате большой книги. 13 января Марк Фишер покончил с собой. «Открытая левая» публикует один из самых личных и важных текстов автора.

"...По настоятельной просьбе одного из читателей моей книги «Капиталистический реализм» я стал изучать труды Дэвида Смейла. Смейл – психотерапевт, но вопрос власти занимает центральное место в его практике. Он подтвердил гипотезы о депрессии, к которым я осторожно двигался. В своей важнейшей работе «Истоки несчастья» Смейл пишет, что маркеры класса рассчитаны на то, чтобы от них невозможно было избавиться. Тому, кто с рождения приучен думать о себе как о человеке менее значительном, редко достаточно приобрести определенные квалификации или разбогатеть для того, чтобы избавиться от извечного ощущения собственной никчемности – существует ли оно в их собственных головах или в головах посторонних – ощущения, которым их жизнь отмечена с раннего возраста. Тот, кто выходит из социального круга, в котором ему «положено» находиться, всегда находится перед лицом опасности – головокружение, паника и ужас могут завладеть им: «…изолированный, оторванный от мира, окруженный враждебной средой, ты внезапно лишаешься всех связей, стабильности, чего-либо, что может удерживать тебя в ровном состоянии и на своем месте; тобой завладевает нечто нереальное, дурманящее и тошнотворное; ты находишься под угрозой полной потери себя, угрозой переживания абсолютного обмана; ты не имеешь права быть здесь и сейчас, в этом теле, в этой одежде; ты ничто, и, как подсказывают тебе ощущения, этим ничто становишься ты сам».
На протяжении определенного времени наиболее успешной тактикой господствующего класса было перекладывание ответственности. Каждого индивида, принадлежащего к угнетенным классам, заставляют почувствовать, что его бедность, отсутствие возможностей или отсутствие работы – это только их собственная вина. Люди начинают винить себя, а не социальные структуры, в отсутствие существования которых их так или иначе заставляют верить (существование этих структур – оправдание для слабаков). То, что Смейл называет «магическим волюнтаризмом» – представление о том, что человек может стать тем, кем он хочет, что это в его власти – представляет собой господствующую идеологию и неофициальную религию современного капиталистического общества, которую продвигают «эксперты» в телешоу и бизнес-гуру не в меньшей степени, чем политики. Магический волюнтаризм является и следствием, и причиной слабо развитого классового сознания, свойственного текущему историческому моменту. Он является оборотной стороной депресии, за которой стоит убежденность в том, что все мы несем уникальную ответственность за свое несчастье, и потому заслуживаем его. Жертвы застойной безработицы в Британии сейчас втянуты в особенно порочную дилемму: люди, которым всю жизнь говорили, что они ни на что не годятся, в то же время слышат, что они в состоянии сделать все, что хотят.
Мы должны смотреть на роковое подчинение британского населения режиму строгой экономии как на следствие сознательно культивируемой депрессии. Эта депрессия выражается в принятии того факта, что будет еще хуже (для всех, кроме узкой прослойки элиты), что нам посчастливилось иметь хотя бы работу (поэтому мы не должны надеяться на то, что зарплаты поспеют за темпом инфляции), что мы не можем позволить себе коллективное обеспечение, существующее при государстве всеобщего благосостояния..."

Книга "Капиталистический реализм" и переведенные статьи.

В своей книге Марк Фишер, преподаватель философии, известный публицист и ведущий популярного блога k-punk, подвергает анализу эволюцию и основные принципы живучей идеологической конструкции капиталистического реализма. Разбирая конкретные примеры из политики, кинефматографа («Дитя человеческое», «Идентификация Борна», «Суперняня»), литературы (тексты Урсулы Ле Гуин и Франца Кафки), сферы трудовых отношений и образования, он доказывает, что капиталистический реализм окрашивает все сферы современного образа жизни, и задается вопросом о том, как эту ситуацию можно изменить.
Славой Жижек:
«Не будем ходить вокруг да около: книга Фишера читается на одном дыхании и является лучшим диагнозом нашему времени! Он берёт примеры из повседневной жизни и попкультуры, но без ущерба для теоретической строгости, он создает беспощадный портрет нашей идеологической нищете. Хотя книга Фишера написана с радикально левых позиций, Фишер не предлагает простых решений. «Капиталистический реализм» призывает к терпеливой теоретической и политической работе. И призывает нас вздохнуть свободнее в окружающей нас липкой атмосфере капитализма»

Капиталистический реализм: три года спустя. Марк Фишер.
Капиталистический реализм как коррозия социального воображения
.
" В конечном счете, капиталистический реализм сводится к устранению левой политики и натурализации неолиберализма.
Суть капиталистического реализма заключается в коррозии социального воображения, и в некоторой степени, это остается проблемой: после тридцати лет неолиберального господства мы только начинаем представлять альтернативы капитализму. Почему это все еще имеет место?"

Из книги "Капиталистический реализм"
Реполитизировать психические болезни"

"«Капитализм с его бесконечными бумами и циклами на фундаментальном уровне сам неизбежно оказывается маниакально-депрессивным, поскольку постоянно шарахается между манией перевозбуждения (иррациональные излияния «мышления в периоды пузырей») и депрессивным спадом. (Разумеется, не случаен и сам термин «экономическая депрессия».) В несравненно большей степени, чем все прежние социальные системы, капитализм одновременно питается настроениями населения и воспроизводит их. Без бредовых состояний и доверия капитализм не смог бы работать.
Кажется, что при постфордизме «невидимая эпидемия» психиатрических и аффективных расстройств, которые распространялись — скрытно и тихо — примерно с 1750 года (то есть с самого начала промышленного капитализма), обострившись, достигла нового уровня."

О фильме Пакулы "Заговор Параллакс"

Статья "Не проигрывать лучше, а бороться, чтобы победить"
http://prasvet.com/1523
"Существует больше, чем просто одна конкретная область, где внедряется капиталистический реализм, и большинство анекдотических примеров и ключевых понятий, которые вошли в книгу, взяты из моего опыта преподавания студентам 16-19-летнего возраста. Итак, давайте перейдем к ключевому вопросу капиталистического реализма в образовании.
Одной из его центральных характеристик в этой области является «бизнес-онтология», как я это назвал, которая просто представляет собой идею, что единственное, что учитывается, единственный критерий, который имеет значение, связан с бизнесом. В образовании мы наблюдаем ползучее распространение практики, языка и риторики бизнеса. И это распространилось в процесс преподавания, в виде самоконтроля и само-надзора, которые учителя теперь обязаны выполнять."
"Марк Болтон в хорошей статье на New Left Project утверждает, что долг сейчас является основной социальной категорией при капитализме: капиталу не нужно действовать тем же образом, как прежде, но ему нужно, чтобы мы были должниками — долг это основной источник нашей субъективности¹. Что такое долг? Он также является захватом времени, нашего будущего"
Tags: Марк Фишер, антикапитализм, психология капитализма
Subscribe

  • LOST

  • LOST и... кот Шредингера???)

    Так это все надо понимать? :) Вообще, неплохое начало 6го сезона, но хочется больше психологизма, как в первых сезонах) Шизофреническое расщепление…

  • LOST. Точка бифуркации?))

    Не, конечно, впечатление такое, что и этот взрыв - был предопределен и речь не идет о "новом" режиме работы "системы". А главное…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments