al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Твин Пикс :)

Некоторые мысли по поводу популярности этого сериала. И его сложности. Плохо то, что зло подается в виде неких сущностей и духов. Но Линч не только большой Художник, он еще провокатор и игрок, поэтому интерпретация сериала, вероятно, тоже должна быть в этом духе.
В преддверии 3-го сезона, который Линч уже снял, решил я пересмотреть первые два, тем более помнил его почему-то очень плохо. По смутным воспоминаниям, он меня тогда разочаровал, вот и плохо запомнился, стерся, хотя ко всякому сюрреализму я настроен положительно и тот же Бунюэль шел тогда у меня на ура.
Сейчас общее впечатление - тоже разочарование, хотя и есть что сказать о нем хорошего. С художественной точки зрения «Твин Пикс» конечно очень любопытен и стоит особняком в жанре сериалов. Многомерность также является плюсом. Но в этой многомерности в конечном счете стала доминировать мистическая составляющая, которая, на мой взгляд, заводит смысловую сторону в тупик и даже разрушает ее. Понятно, что элементы мистики можно удачно и эффектно использовать в качестве метафоры, чтобы, например, указать на большую сложность различных проблем и уйти от упрощенных толкований. Но в случае «Твин Пикса» мистика в конце скорее съедает сложность.
Сериал явно затянут, хватило бы серий 10-12 в исполнении одного Линча (другие режиссеры сильно подпортили дух сериала, но главный виновник все-таки - это коммерческий интерес и рынок...). Там нечего было настолько серий растягивать (вот Вуди Аллен очень хорошо уложился в 6-серийный сериал, по полчаса каждая). Линч прекрасно и тонко показал странности, лицемерие и изнанку «нормальной» и «добропорядочной» жизни, иначе говоря Тень, снято все было красиво и со вкусом (Линч - большой художник) но растягивать это на 30 серий... явный перебор.
Социально-психологические проблемы также там затронуты, причем довольно тонко и где-то сатирически, но вряд ли многие обратили на это внимание, как, скажем, и на реплику агента Купера по поводу судьбы однорукого - «в других культурах такой человек мог бы быть шаманом, а в нашей - он несчастный и никому не нужный коммивояжер, продавец обуви».
Жаль также, что Линч уступил внешнему давлению, требовавшему назвать конкретного убийцу Лоры Палмер. При этом он хорошо показывал дисперсность «зла», но обращение к мистики, к сущностям в виде каких-то демонов - это катастрофический, в моем понимании, шаг. А когда люди не могут разобраться в сложностях отношений и коммуникации, а также в сложности и противоречивости социального устройства, в антагонизмах (а у героев сериала явный пробел по части диалектического мышления!))), то вот и начинают выдумывать разные сущности в виде демонов или сил зла, обитающих где-то там в лесу, либо какие-то демонические силы, якобы обитающие в «глубинах бессознательного»)). А это тупик.
Вместе с тем, если следовать по пути провокационного и нестандартного мышления, которое так любит сам Линч, то можно предложить такую интерпретацию. В принципе, сам Линч предложил этот путь через скептического рационалиста - агента, которого сыграл Мигель Феррер.
Доведя ее до крайности можно сказать, что Купер вместе с шерифом и прочими, будучи неспособными понять настоящую «природу» проблем, просто выдумали все эти белые и черные вигвамы и потусторонние путешествия. А если ты не понимаешь, как устроены проблемы и как они воспроизводятся, то чаще всего твоя «борьба» с ними просто включается в общий цикл воспроизводства ситуации, порождающей проблему. И именно с этих позиций очень хорошо можно понять, почему «Боб» вселился в Купера.
Что касается приквела, то его сложно воспринимать иначе, чем сон Линча, который понятен (если понятен) только ему самому, мне же он не понравился. Так, например, был показан явный сексуальный интерес к Лоре Палмер со стороны ее отца, но эта важная линия просто провисает. Все опять легко сводится к мистике - влияние «Боба». Хотя можно было сделать ход в сторону хотя бы психоанализа, или показать, что за сексуальными фантазиями Лиланда скрывается скорее стремление к власти, т.е. патология отношений, но... вот как раз тут многомерности фильму не достает.

Вообще, к Линчу я отношусь с уважением и меня интересует его творчество. Больше всего мне понравился, наверное, «Малхолланд Драйв».
Но все же, при всем уважении к кинохудожникам, сложно не сказать, что внимание к сфере кино просто раздуто. Сколько пишут как-бы о кино разные популярные философы, просто удивительно.
Вот «Твин Пикс» - хороший, в целом, сериал, особенно если сравнивать с основной массой, но если сравнить его с литературой...
Сатира на проблемы общества? Да, но вот я его сравниваю с тем, что прочитал недавно и читаю сейчас, и тут все понятно, насколько хорошая литература уходит дальше (впрочем, это мое восприятие)).
Не так давно прочитал «Контрапункт» Олдоса Хаксли - настоящий шедевр, глубокая и изящная сатира. Сейчас читаю «Планету мистера Сэммлера» Сола Беллоу, ну тут тоже все понятно. И вот если «Малхолланд драйв» я бы еще сопоставил с литературой по глубине замысла и исполнения, то «Твин Пикс» вряд ли...
Но третий сезон жду))
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments