al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Кустурица "По млечному пути"

Не могу сказать, что я в восторге от фильма, он также мне понравился меньше чем некоторые другие фильмы Кустурицы, но в целом фильм хорош. И при всей его неоднозначности, мне нравится тот его основной посыл - о маленьком человеке.
Вообще, творчество Кустурицы мне нравится, есть в нем что безудержно, безумно живое. Дионисийское.
Только что пересматривал «Твин Пикс» и писал про Линча, поэтому интересно сравнить этих двух Художников. С одной стороны они конечно очень разные, но с другой...
Линч в своих фильмах создает холодный, какой-то,расщепленный, шизофренический и замкнутый на себе универсум, выхода из которого нет, если ты в него попал. Вместе с тем фильмы Линча сложны и в них можно много чего увидеть, при желании.
У Кустурицы совсем другой универсум. Нет, сходства есть, но вот по жизненному «духу», по биофилии, различия существенны Можно и так сказать - фильмы Линча зациклена на фрейме проблемы (на том, как не надо жить), а у Кустурицы помимо этого же фрейма, более чем выражен фрейм результата.

Далее то, что я писал для группы.

Эмир Кустурица «По млечному пути»
В мире, пронизанном конфликтами, несправедливостью и войнами, «маленькому человеку» никогда не укрыться ни под каким зонтиком, а его надежды на свое личное счастье, на свой счастливый уголок, в любой момент могут быть просто в буквальном смысле сожжены теми, кто присвоил себе власть, деньги и право распоряжаться чужими жизнями - в этом, вероятно, заключается одно из главных посланий фильма «По млечному пути».
Кустурица много всего вложил в этот свой новый красочный фильм, наполненный яркими образами и метафорами, юмором, музыкой, трагизмом и абсурдизмом, а также непередаваемым колоритом, который умеет создавать это режиссер.
Этот непростой, многослойный и противоречивый фильм о нашей противоречивой и абсурдной жизни вызовет и уже вызывает, конечно, самые неоднозначные реакции, но а как может быть иначе, если мы говорим о настоящем киноискусстве?
И еще раз процитируем самого Кустурицу:

"Иногда ты снимаешь такую сцену, которая одна содержит в себе то, что ты хочешь рассказать всем фильмом в целом. В принципе, я мог бы закончить «По млечному пути» уже на десятой минуте — стартовый эпизод, с гусями и началом боевых действий после обеда, содержит в себе все темы и мотивы, которые затем будут раскрываться в картине. Но зрители все же ждут, что ты расскажешь им историю. Я очень счастлив, что сделал этот фильм и, более того, сделал его именно таким образом. Если что-то от меня и останется в истории кино, если киноведы будущего что-то из моего творчества и станут через двадцать лет анализировать, то именно эту первую сцену в «По млечному пути».

Почему, как вам кажется?

В ней сконцентрирован весь будущий сюжет фильма, а кроме того, она показывает на символическом уровне, как в наших местах, на Балканах, строится восприятие жизни и смерти. Как жизнь зарождается из земли через брутальные, жестокие процессы. Я видел все это своими глазами. У нас в деревнях так заведено: гусей действительно купают в крови, чтобы их уже потяжелевшие от крови крылья привлекали мух, а те, в свою очередь, свиней. Свиньи начинают есть, буквально сходя с ума от запахов, и не замечают, как их режут — и их мясо не портится от выплеска гормонов, от вспышки страха. Это очень жестокий срез животной и человеческой жизни, не правда ли?

Пожалуй. Я не знал об этом ритуале.

И это очень хорошая метафора того, как функционирует современное человеческое общество в целом. Его основополагающий принцип: человек человеку волк. Вот почему я так ненавижу либеральный капитализм: он стирает в обществе чувство товарищества, заложенный в нас инстинкт солидарности. Я не могу это принять. По идее, это должно относить меня к левакам, но современные леваки лицемерны, поэтому я верю в христианский социализм."
Tags: антикапитализм, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments