al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Психология и психотерапия за власть и порядок :)

Перевод очень острой и полезной статьи. В главном и по сути автор, на мой взгляд, прав, а критические замечания есть в прилагаемой статье. К тому же все это уже говорилось и раньше, много раз и с разных позиций.
Психотерапия и психология не могут быть вне политики и идеологии. А наибольшего своего влияния идеология достигает именно в тех случаях, когда люди думают, что находятся и действуют вне идеологического и политического поля (Жижек об этом постоянно говорит, и тут он совершенно прав).
Политические и идеологические убеждения психотерапевта или психолога не могу не влиять на то, что он делает. Конечно, такой критический подход нельзя доводить до крайности и сводить все к этим вопросам, это было бы просто глупо, но и не видеть здесь серьезные проблемы — это проявление полной слепоты, в том числе и слепоты по отношению к своим идеологическим предпочтениям.
Здесь несколько важных моментов. «Не влюбляйтесь во власть» - писал в Фуко в предисловии к «Анти-Эдипу». Но если психолог влюблен во власть, если считает существующий социальный порядок естественным/правильным/неизменным/неизбежным_правильным/эффективным и т. п., при этом предварительно подавив в себе все сомнения и вопросы, пройдя через когнитивный диссонанс и таким образом «очистившись» от всех сомнений (если не сказать, преобразившись))), то встреча с людьми, которые либо прямо, либо косвенно, через тот или иной симптом (или так - «симптом»), через какие-то странности, через «неадекватное» поведение и т. п., будет выражать сомнение в том, что существующий порядок надо принимать и подстраиваться под него, такая встреча, возможно, доставит психологу некоторый дискомфорт, пробуждая вытесненные сомнения и вопросы, заставляя вспомнить существовавшей некогда у него способности свободно и критически мыслить. Ясно, что такого «пациента» надо скорее «исправить». Ну ипонятно, что все это являются частью существующей системы отношений, частью социальной системы. Ведь деятельность психологов и психотерапевтов всегда вписано в бОльшую систему и является ее частью.
Как иронически замечали некоторые зарубежные социологи, "Человек стал объектом науки о человеке только начиная с того момента, как автомобили стало труднее продавать, чем создавать."
Другой момент (хотя все это почти одно и то же))). Очень удобно мыслить в рамках парадигмы, в которой существуют лишь одни отдельные индивиды, с их отдельными (внутренними) проблемами. Мир монад. Все изолированно. И решать проблемы надо как изолированные от всего остального. Тут сразу отсекается и марксизм, во всех его вариациях, и теория систем. Система отношений тут не рассматривается. Понятно, кому выгодна эта парадигма, какой идеологический лагерь ее использует. Все понимается как отдельная, существующая вне контекста, вне социальной системы, проблема.

К сожалению пока получается так, что господствующая социальная система вполне успешно ассимилирует все виды критики и «подрывной» деятельности, используя их для приобретения большей гибкости, продолжая при этом производить ужасающие проблемы, которые она «добросовестно» пытается исправлять («бороться» с бедностью, преступностью и пр.), лечить и т. д. «Борьба» с проблемой становится частью проблемы.
Что тут сказать. Чего-то важного, как можно изменить систему, мы пока еще не понимаем или не совсем понимаем.
Почему антиавторитариев диагностируют как психически больных?
Автор - Брюс Е. Левин, PhD, частный клинический психолог в Цинциннати, Огайо.

(Перевод статьи вместе с критическим комментарием к ней)

"Я обнаружил, что большинство психологов, психиатров и других специалистов не только чрезвычайно податливы властям, но также не осознают глубины собственного раболепства. Мне стало также очевидно, что антиавторитаризм пациентов вызывает чудовищную тревогу у профессионалов, и эта тревога подпитывает желание диагностировать и лечить."


"Американцы всё больше и больше воспитываются так, чтобы приравнивать невнимательность, гнев, тревогу и парализующее отчаяние к состоянию здоровья, и искать медицинских средств лечения вместо политических. Что может быть лучше для поддержания статуса-кво чем рассматривать невнимательность, гнев, тревогу и депрессию как биохимические проблемы психически больных, а не как нормальные реакции на растущую авторитаризацию общества.

Реальность заключается в том, что депрессия сильно связана с болью от социальных и финансовых проблем. Человек гораздо более склонен к депрессии, если он безработен, находится на низкооплачиваемой работе, получает социальное пособие или увяз в долгах (для подтверждения см. «400% рост употребления антидепрессантов» [2])."
Tags: антикапитализм, марксизм, пси-марксизм, психология капитализма
Subscribe

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Стивен Кинг «Позже»

    Я воспринял «Позже» как социальный роман. И только этим он мне и понравился. «Позже» - один из последних романов Стивена…

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments