al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

цивилизация "детей"

На правах гипотезы :) Не секрет, что значительная часть общества не читает ничего вообще, либо вообще ничего («серьёзную» литературу уж точно))) Тут интересно понять - почему так? Для этого можно опираться на личное общение, но нужна искренность, а этого, как правило, сложно ожидать, так как все-таки «считается», что читать «нужно» и «правильно», читать «должны все». Тем менее в некоторых ситуациях естественную реакцию нечитающих можно разглядеть. Я буду опираться как на свои впечатления, так и на рассказы тех, с кем я могу обсуждать эти вопросы.
Могу ошибаться, но создаётся впечатление, что отказ от чтения сочетается с каким-то торжеством, чувством победы - «пытались нас заставлять читать и родители, и в школе, а мы вот замечательно живём без этого!» Не читали, не читаем и не будем читать, и вы нас не заставите! (а ситуация воспринимается именно так - они на заставляют!) Как-то так :) Продолжение старой детско-родительской игры «кто кого» . Наука и культура - их заслоняют образы родителей, идёт перенос (в психоаналитическом смысле). В каком смысле все можно назвать невесёлой (или трагикомичной?) пародией на маркузианский Великий Отказ, или на просто фарсом.
Все крайне усугубляется в тех случаях, если мы имеем дело с успешным бизнесменом или просто «успешным человеком», который полностью уверен в том, что «все эти книжки» абсолютно бесполезны для «зарабатывания денег» и его «успешности». В этом случае идет весьма солидное положительное подкрепление его стратегии.
Не хочется, конечно, упрощать, но определённые системные дефекты процессов социализации и воспитания могут здесь иметь если не решающее значение, то... что-то вроде этого.
К сожалению, читать именно заставляют. И родители, и в школе. Идёт своеобразная игра - к чтению приобщают ни ради развития, ни ради того, чтобы научить получать удовольствие от самого процесса чтения, от мышления, познания, развития и т.д., а ради того, чтобы просто заставить, то есть ради власти. И это опять к теме проблем коммуникации - если все начинает вращаться вокруг борьбы за власть, борьбы за то, кто главнее, и кто заставляет что-то делать других, то это может иметь разрушительные последствия и для коммуникации, и много еще для чего. Отказ от чтения - это попытка «забить ответный гол». Ну, на самом деле ответный гол может быть забит, если дети научаются читать ради оценки, ради похвалы или иного вознаграждения, или просто чтобы отстали; а потом можно вообще бросить читать. Этакий «крестовый поход детей», если адаптировать фразу из Курта Воннегута к данной ситуации. Но все еще сложнее))) Требование «читай» оно и не содержит в себе ничего другого. Поэтому тут имеет место гораздо более тонка и сложная шизофреническая игра, многоуровневая игра.
И вот что важно. Имеет место не просто «великий отказ», а приобщение к детскому и инфантильному миру потребления и быстрых, несложных (мягко говоря)) удовольствий. И это даже сложно назвать регрессом, ибо перед регрессом должен быть прогресс, что выглядит весьма сомнительно)) Чтение и познавательная активность действительно совсем не нужно для этого мира потребления. Работа как правило служит лишь цели заработать деньги, а также цели структурированию времени (как об этом писал Эрик Берн), чтобы в голову не лезли «всякие мысли» и сомнения, а дальше время структурируется потребительской «активностью», которая имеем слишком явные сходства детскостью. Потребление, естественно, это потребление вещей, услуг, знаков, образов, развлечений, удовольствий... и пр.
Понятно также, насколько хорошо и органично все это вписывается в капиталистическую систему и экономику! Точнее сказать, не вписывается, а определенной мере порождается такой системой! А затем работает на нее (рекурсивные петли!)
А ведь какое сильное удовольствие, какую радость можно получать от процесса творческого мышления, от процесса познания!
Человеческий мозг очень пластичен. Это, судя по всему, великий шаг эволюции, но он имеет и оборотные стороны, все зависит от конкретных условий и контекста. Чтобы это понять, надо уметь мыслить сложностно, диалектически.
Эта пластичность позволяет совершать невероятные преобразования как в социальной сфере, так и в окружающей среде, человек может меняться, развиваться, решать сложнейшие проблемы и задачи. Человек может научиться (и его можно научить, сам социум всегда как-бы учит каждого человека) абсолютно чему угодно - и развитию, созиданию, и разрушительности. Можно научиться меняться, а можно научиться сопротивляться любым изменениям и, что важно, научиться не думать о таких вопросах. Таким образом, можно научиться получать удовольствие от «не-чтения» и от сведения жизни к механическому приспособлению и детской радости от примитивного потребления.
Вот тут-то мне и вспоминается та самая теория уровней обучения. В данном случае её использование выглядит примерно так. Альтернатива - либо мы послушно читаем то, что «заставляют» и воспринимаем все только так, как нам говорят, либо мы не читаем ничего вообще - ложная. Выход за её рамками, за рамками привычного мышления.
Tags: Вацлавик, антикапитализм, коммуникации, марксизм, системный подход, шизо
Subscribe

  • буржуазия и "инстинкт смерти"

    А я вот все и говорю - психология, психология бессознательного - ее нельзя сбрасывать со счетов. Национальная Комиссия по расследованию кризиса и его…

  • Европа - мертвый проект

    Захвачена просто Европа некрофилией (вспоминается старина Фромм). Еще вот статьи о "светлом будущем" Европы. " Вся Европа становится…

  • экологическое - "Earth 2100"

    "Человечество катится в ад на тележке супермаркета" - все верно, но дело в том, что большинство воспримет это как двойное послание (double…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments