al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

про бизнес :)

Написал немного про Т. Веблена - прогрессивный, судя по всему, был мыслитель, хотя за некоторые рамки все же не вышел. А в чем-то он был довольно радикален, понравились мне его слова про бизнес.
«либо бизнес должен исчезнуть — и тогда воцарится мир, либо бизнес будет сохранён ценой войн и обеспечения права частной собственности силой оружия»
Все понятия надо конечно расшифровывать, не забывая о контексте их использования, но, думаю, здесь в целом ясно о чем идёт речь.
На этот тезис Веблена интересно также посмотреть с точки зрения теории когнитивного диссонанса, котоую вообще, как мне представляется, можно использовать весьма широко, в том числе и для социальной критики.
Вначале следует действие, поступок, а за ним уже тем идёт оправдание, «обоснование» и подтягивается нужная и удобная «философия» (в каком-то смысле это повторяет другой тезис - «бытие определяет сознание»))).
Так, вначале идёт, например, насилие или агрессия, выраженные в той или иной форме (не обязательно физические), а затем следует оправдание и «обоснование» - они (он, она) сами начали, они этого заслуживают и т.д. И то же самое можно сказать и случае эксплуатации и манипуляции другими людьми, как во всех подобных случаях.
Спираль насилия и агрессии, спираль эксплуатации, манипуляции и обмана.
Что такое капиталистический бизнес? Использование других людей, их труда и т.д., в своих личных целях. Результаты коллективного труда присваиваются частным образом, собственником. Любой бизнес организуется с целью извлечения прибыли собственником. Как только делается даже первый шаг п этом направлении, начинает работать спираль.
Как только появляется собственник (у которого есть право собственности на средства производства), начинается эксплуатация. Устанавливаются соответствующие правила социальных и человеческих отношений. То есть если появляется сама возможность эксплуатации других людей, основанная на праве частной собственности, граница масштабов этой эксплуатации просто исчезает. И великую важность приобретают отношения власти и зависимости, а также командный аспект коммуникации.
Если собственник может устанавливать по своему усмотрению. и исходя из своей (условно говоря) алчности, невысокие зарплаты наёмным работникам, то уже нет границ между разницей в доходах между последними и собственником, для которого весь цимес заключается в возможности контроля над отношениями и, на ещё более высоком уровне, в контроле над контролем (средствами контроля). Ну и также понятно, что если он может сокращать зарплаты, значит он может, если что (если «рынок потребует) и уволить - одного, двух, а затем уже любое нужное ему количество сотрудников (сотни, тысячи...). Он может вообще ликвидировать бизнес, а на другом уровне становятся возможными (и даже называются в качестве «оптимальных») доктрины шока и пр. Если можно использовать в своих целях небольшой коллектив, значит можно и большой, а можно и целые страны и регионы. И ведь всегда, со стороны класса собственников и бизнеса, можно сказать (и примерно это и говорится, а подразумеваются ещё более жёсткие и некрасивые вещи) - да они сами виноваты, они не заслуживают бОльших зарплат и другой жизни, они её сами не хотят, ну и т.д. Такой модифицированный расизм.
У Аронсона с Теврисом («Ошибки, которые были допущены; но не мной») приведены интересные примеры, и логика этих механизмов работает везде. Знаменитые американские психологи конечно не могут приводить откровенно «левацкие» :) примеры, но нам никто не мешает мыслить последовательно широко, радикально и гибко :)
Возможность насилия и агрессии, эксплуатации, обмана, манипуляции - стоит перейти некую грань, хоть немного, а далее может начаться эта спираль. Может, конечно, и не начаться, но лишь в случае способности к сложному мышлению. глубокой рефлексии и т.д., то есть в крайне редких случаях :)
В данном случае, в случе бизнеса и эксплуатации много чего ещё может положительно подкреплять эти стратегии, самоисполняюшееся пророчество тут тоже работает. Прибыли и возможность её увеличения - настоящий убийца критического и творческого мышления :) И петля самообмана затягивается намертво :)

Торстейн Веблен - американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Автор ряда фундаментальных экономических и социологических трудов, одним из которых является книга «Теория праздного класса: экономическое исследование институций», 1899г., переведена и издана в СССР ещё в 1984г.. Некоторые его идеи (например, концепция демонстративного потребления) оказали влияние на развитие критической мысли в социологии, в частности на теорию общества потребления.
Термином «праздный класс» Веблен обозначает класс собственников, ведущих праздный образ жизни: они не занимаются тяжелым физическим трудом, покупают собственность и товары, недоступные для большинства других слоев, причем характер приобретения товаров и услуг носит демонстративный и показательный характер, а все их приобретения и символическая власть, связанная с владением данными богатствами, выставляется на обозрение всему остальному обществу. Термин «праздный» здесь употребляется в смысле непроизводительного потребления времени. Праздный класс зарождается совместно с институтом частной собственности.
Демонстративный вид потребления в большинстве своем проявляется только в тех классах, которые не сосредоточены на приобретении товаров по физической необходимости. Вместе с тем, даже в необеспеченных слоях населения мотив потребления из-за нужды может быть не единственно верным. Тенденция приобретать товары демонстративным образом увеличивается по мере продвижения от низших слоев к высшим. Характер приобретения товаров превращается в борьбу за постоянное увеличение богатства и гонку за респектабельность.
Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «демонстративное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена». Эффект Веблена — достаточно распространённое явление показательного потребления, которое возникает при потреблении благ, в основном недоступных для большинства обычных потребителей в связи с их высокой ценой, что подчеркивает социальную значимость их владельцев. При таком потреблении наблюдается прямая зависимость: чем выше цена на какой-либо продукт, тем выше уровень его потребления.
(по материалам Википедии, где есть очень информативные статьи о Веблене https://ru.wikipedia.org/wiki/Веблен,_Торстейн_Бунде
и теории праздного класса https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_праздного_класса )
Торстейн Веблен и его книга «Теория праздного класса». Вступительная статья С. Г. Сорокиной (статья 1984 года)
http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5890/5891
“Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплению была нужда в средствах существования или в материальных благах, тогда совокупные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борьба по сути является погоней за престижностью на основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребления невозможно.” (Т. Веблен).
«Гедонистическая концепция понимает человека как молниеносный калькулятор удовольствия и боли, который колеблется как глобула жажды счастья, под действием стимулов, изменяющих его положение в пространстве, но оставляющих его невредимым. У такого человека нет ни прошлого состояния, ни будущего. Он является изолированной, конкретной человеческой данностью, находящейся в стабильном равновесии, за исключением ударов разнонаправленных сил, сдвигающих его то в одну, то в другую сторону. Балансируя в пространстве элементов, такой человек симметрично вращается вокруг своей собственной оси до тех пор, пока параллелограмм сил давит на него, вследствие чего он движется по результирующей траектории. Когда сила удара растрачена, он приходит в состояние покоя, вновь становясь самодостаточной глобулой желания»
(По П. Бурдье, «Поле экономики» http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3041)
«либо бизнес должен исчезнуть — и тогда воцарится мир, либо бизнес будет сохранён ценой войн и обеспечения права частной собственности силой оружия». (Т. Веблен «Исследование характера мира и условий его поддержания»)
Подход Веблена носил междисциплинарный характер. В основе экономических процессов, согласно Веблену, лежат психология, биология и антропология.
Несмотря на значительный вклад Веблена в социологию и в развитие критической мысли, а также на весьма критическую позицию по отношению к капитализму и частной собственности, нельзя не отметить, что некоторые его взгляды выглядят как минимум спорными с точки зрения не только марксизма, но постмарксизма, постструктурализма, теории систем, социального конструктивизма и т.д., а также многих направлений в психотерапии (в особенности основанных на теории научения, коммуникации и системном подходе) и психологии. Это касается, например, обращения Веблена к биологии и теории инстинктов. Сейчас уже сложно серьёзно относиться к надеждам найти выход из социального тупика через развитие «хороших» инстинктов (инстинкт мастерства; пусть даже это будет несколько упрощенное изложение его взглядов), но тут все-таки нужно сделать скидку на время жизни и работы Т. Веблена.
Что касается критической теории общества потребления, то она конечно активно развивалась многими мыслителями и, например, Жан Бодрийяр разработал самый радикальный и интересный её вариант, но и многие идеи самого Веблена не потеряли свою актуальность.
И можно также констатировать, что подавляющее большинство современного общество потребления, этого общества «развитого капитализма» XXIв., практически ничего не знает об идеях из XIXв., не говоря уже более сложных и изощрённых теориях. Причём не только не только не знает, но и не хочет знать (но это и не удивительно, ибо, как говорит теория когнитивного диссонанса, люди почти постоянно занимаются самооправданием и самообманом, чем бы они не занимались...)
Tags: антикапитализм, когнитивный диссонанс, конкуренция, марксизм, психология капитализма
Subscribe

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • О Франкфуртской школе

    Стюарт Джеффрис - Гранд-отель "Бездна". Биография Франкфуртской школы. Выборочно почитал - очень заинтересовала книга. "Адорно…

  • Страх незначительности

    Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла — появляются интересные книги, переводы. Например: «Я в рейтинге,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments