«Работай на совесть!» может означать: «Работай на совесть, чтобы иметь возможность напиваться каждую субботу». («Люди, которые играют в игры»)
Эрик Берн, хоть и оставил определённое наследие, но я не отношу его к глубоким авторам. А между тем есть у него интересные мысли и формулировки, которые можно было бы развить.
Здесь он конечно несколько о других вещах писал, но то было его, Эрика Берна, дело))
Много было уже написано о проблемах труда и отношения к труду в современном обществе, о возвышении и упадке труда, о новых скрытых формах эксплуатации и пр. Еще Лафарг как ярко и сатирически писал о труде при капитализме.
Мне любопытно посмотреть на эти проблемы с точки зрения психологии.
Понятно, что само понятие труда уже давно обесценилось и также давно разорвана причинно-следственная связь между честным трудом и его справедливым вознаграждением (да на месте обоих этих понятий сейчас симулякры), да всё ещё гораздо хуже, ибо установлены уже другие связи, а в обществе царствуют совсем другие поведенческие модели.
Но вот сам призыв «Трудись!», «Работай на совесть!» и т.д. - они уже почти всегда (или всегда) содержать определённый подтекст, или, скажем так, они включены в известный контекст, который и маркирует эти послания. И тут какие угодно можно теории использовать. Эрик Берн, на мой взгляд, слишком устарел, но и тут можно вспомнить про запуск антисценария.
Мне интереснее коммуникационный подход (Бейтсон, Вацлавик и пр.), с добавление левого дискурса, конечно же))
Вообще, тут полная шизофрения. Многоэтажное лицемерие, как Р. Лэйнг говорил.
Все понимают, что, с одной стороны, труд нужен, без него, без самого простого, честного труда, что нужно этот труд уважать, но, с другой стороны, это и нельзя делать, особенно когда все знают о, так сказать, других способах деятельности по «добыванию» денег. Нельзя, например, детям и подрастающей молодёжи говорить : «не трудитесь, не работайте, займитесь просто добыванием бабла любым способом», поэтому вот и идут такие шизофреническо-шизогенные и лицемерные послания. Если переиначить Берна, то как-то так это сейчас выглядит: «Работай на совесть! И ты будешь посмешищем!» «...о тебя вытрут ноги те, на кого ты работаешь - собственники, государство; и ты сможешь напиться, рассчитывая насколько хватит твоей медстраховки, если она у тебя будет и пр.»