Ну, если общество осторожничает с социалистами, не доверяет им, но есть же на кого еще обратить внимание, да тот же Эдгар Морен с его Ассоциацией сложного мышление — такое удивительно интересное направление!
Да и вопросы все эти мои, понятное дело, чисто риторические. Критическое мышление опасно для существующей социальной системы, поэтому оно подавляется. Человек научается не думать, а воспроизводить «нужные» схемы и сценарии, за что и вознаграждается, в смысле положительного подкрепления.
И я не думаю, что «во всем виноваты» сами левые, сами философы и т. д., которые не идут в народ и слишком сложно формулируют свои идеи. Просто «народ» уже подсажен на определенные игры, обучен им то есть. Нет, конечно, есть любители формулировать свои теории не только сверхсложно, но еще и намеренно туманно и противоречиво — и это тоже своеобразная игра; такие мыслители слово воспроизводят что-то из своего детства, они с помощью туманности и противоречивости пытаются привлечь к себе больше внимания и каждый раз отталкивают своих адептов, которые никак не могут понять, что за туманными формулировками нет ничего, а все дело лишь во внимании, в требовании внимания и любви (как в случае шизогенной матери, которая то отталкивает, то приближает своего ребенка, полностью опутывая его такими отношениями). Но таких мыслителей немного.
Другой вопрос, и гораздо более сложный, в том, чтобы наконец понять, можно ли каким-то образом изменить этот «механизм» слепого воспроизводства схем и сценариев. Я не имею ввиду пропаганду каких-то идей или там «обращение в свою веру», это все ерунда.
А вот, грубо говоря, «запуск» процессов научения научению, сложного мышления… вот это было бы дело! Но это очень сложно будет сделать, ведь это будут по сути антисистемные движения по отношению к существующей системе!
И без психологии тут не обойтись. Без знаний о процессах мышления, восприятия, коммуникации.
И главный сейчас вопрос не в том, какая из левых или философских, психоаналитических и пр. микрогрупп и микродвижений «одержит верх» на какой-то короткий период. Это все опять те самые коммуникативные игры по поводу вопроса «кто здесь главный», да и на банальную капиталистическую конкуренцию (за символический капитал) это также походит, но в масштабах общества эта борьба в стакане смехотворна.