al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Лю Цысинь, твердая НФ и гимн науке

Лю Цысинь - современный популярный китайский писатель-фантаст, до которого я только недавно добрался. Вот что он говорит о науке ( и мне это просто дико понравилось!):

«Я всегда думал, что самые красивые сказки в истории человечества рассказаны не странствующими бардами и не романистами или драматургами, а наукой. То, о чем повествует наука, гораздо величественней, грандиозней, интересней, глубже, страннее, страшнее, таинственней и даже эмоциональней, чем вся литература; только эти захватывающие истории заключены в строках холодных уравнений, которые большинство людей не умеет читать.
Мифы о сотворении мира, созданные народами и религиями, бледнеют в сравнении с ошеломляющей картиной Большого Взрыва. Три миллиарда лет эволюции живых существ от самовоспроизводящихся молекул до цивилизации вмещают в себя такие романы и повороты сюжета, с какими не сравнится ни один эпос. А сколько поэзии пространства и времени в теории относительности или в престранном субатомном мире квантовой механики! Все эти необыкновенные истории, рассказанные наукой, обладают неодолимой притягательностью. При посредстве научной фантастики я всего лишь пытаюсь создать свои собственные воображаемые миры, передать поэтичность природы этих миров, поведать романтические предания о драмах, развернувшихся между Человеком и Вселенной.»

Глубоко убеждён в том, что примерно как-то так и надо говорить о науке и о научном познании. И это в общем-то вопрос педагогики и психологии. Одним рациональным просвещением не преодолеть разного мракобесия, предрассудков, заблуждений и выученной привычке к ограниченному и упрощённому мышлению.Надо стремиться к тому, чтобы научное познание и восприятие мира эмоционально увлекало, чтобы сам процесс творческого мышления был красив и открывал грандиозность и красоту мира, чтобы все это было связано в том числе и с удовольствием. Вот тогда этот процесс будет способен захватить человека так, что ему просто будет неинтересно удовольствие, например, от наркотиков или любых пустых развлечений. И этого не так уж и сложно достичь... в конечном счёте все есть результат научения и обучения и обучению) И тогда это будет уже самоподдерживающийся и самосовершенствующийся процесс.
Сравнить слова Лю Цысиня я бы наверное мог с тем, как О. Сакс и А. Лурия мечтали о романтической неврологии (романтической науке) и об умении рассказывать истории.

Что касается книги Лю Цысиня «Задача тех тел», то, в целом, неплохо. Далеко не шедевр, но определённые идеи и темы заинтересовали, стиль тоже приемлемый.
Идеи вот какие (далее будут, как говорится, спойлеры).
Интересно обыграна идея торможения научного прогресса, причём в сфере фундаментальной науки. И гораздо интереснее, чем у Стругацких в «За миллиард лет до конца света», где «вредить» человечеству начинает сама «природа» или «мироздание», которое вероятно следует понимать как грандиозную систему, «стремящуюся» сохранить гомеостаз, или вообще непонятно зачем ей мешать человечеству познавать ее глубинные законы. Бредовая, на мой взгляд, идея, ибо это скорее это люди мешают сами себе и другим развиваться, поддерживая тормозящие развитие социальные и экономические системы (в виде того же капитализма))), и вот, если мыслить психоаналитически, эта психология и проецируется на природу или само Мироздание. Мне ближе идея, что человек и человечество как-бы «призван к жизни» из глубин материи и мироздания, и его условного говоря «цель» состоит как-раз в познании законов мироздания и в развитии жизни, в усложнении живой системы. А так по Стругацким получается природа в роли шизогенной матери, помещающая человека в даблбайнд - нужно познавать, нельзя познавать.
У Лю в развитие науки вмешиваются инопланетяне, которым нужна планета, но они просчитали, что если экспоненциальное развитие науки и техники на Земле не будет остановлено, то к тому времени когда их флот подлетит к Земле, разбить его у землян труда не составит.
Этот вариант тоже конечно не отличается интеллектуальной изощренностью, но... у мне понравилось у Лю то, как он делает акцент на необходимости развития фундаментальной науки, это видно из всего текста. Придется читать продолжение, там вроде как есть развитие этих идей.

И несмотря на то, что Лю Цысинь утверждает, что не хочет заниматься социальной критикой под прикрытием фантастики как жанра, что-то от критики у него тоже есть. И он сам пишет:

«Но я не могу убежать от действительности, как не могу убежать от собственной тени. Реальность выжигает свое неизгладимое клеймо на каждом из нас. Время, в которое мы живем, заключает нас в свои оковы, и я могу лишь плясать в собственных цепях.»

И как относиться к описанию ситуаций, когда один-единственно униженный и оскорбленный (причем по-настоящему и весьма жестко) член общества может решить, что может быть будет более правильным подтолкнуть под откос свою «любимую» цивилизацию, которая может является просто чем-то бессмысленного космического мусора. Разве это не есть отсылка к социальным проблемам, к теме подавления и эксплуатации?
Как там писал Эдгар Морен:
««мы знаем уже сейчас, что мы не обязательно должны ставить всякую целостность в привилегированное положение по отношению к ее составным частям. Мы всегда должны принимать во внимание, какой ценой были оплачены глобальные эмерджентности, и мы должны задавать себе вопрос, не уничтожают ли эти системные ограничения еще более богатые возможности проявления эмерджентных свойств на уровне составных частей».

А что касается Лю Цысиня, то он, как мне поЛю Цысинь - современный популярный китайский писатель-фантаст, до которого я только недавно добрался. Вот что он говорит о науке ( и мне это просто дико понравилось!):

«Я всегда думал, что самые красивые сказки в истории человечества рассказаны не странствующими бардами и не романистами или драматургами, а наукой. То, о чем повествует наука, гораздо величественней, грандиозней, интересней, глубже, страннее, страшнее, таинственней и даже эмоциональней, чем вся литература; только эти захватывающие истории заключены в строках холодных уравнений, которые большинство людей не умеет читать.
Мифы о сотворении мира, созданные народами и религиями, бледнеют в сравнении с ошеломляющей картиной Большого Взрыва. Три миллиарда лет эволюции живых существ от самовоспроизводящихся молекул до цивилизации вмещают в себя такие романы и повороты сюжета, с какими не сравнится ни один эпос. А сколько поэзии пространства и времени в теории относительности или в престранном субатомном мире квантовой механики! Все эти необыкновенные истории, рассказанные наукой, обладают неодолимой притягательностью. При посредстве научной фантастики я всего лишь пытаюсь создать свои собственные воображаемые миры, передать поэтичность природы этих миров, поведать романтические предания о драмах, развернувшихся между Человеком и Вселенной.»

Глубоко убеждён в том, что примерно как-то так и надо говорить о науке и о научном познании. И это в общем-то вопрос педагогики и психологии. Одним рациональным просвещением не преодолеть разного мракобесия, предрассудков, заблуждений и выученной привычке к ограниченному и упрощённому мышлению. Надо стремиться к тому, чтобы научное познание и восприятие мира эмоционально увлекало, чтобы сам процесс творческого мышления был красив и открывал грандиозность и красоту мира, чтобы все это было связано в том числе и с удовольствием. Вот тогда этот процесс будет способен захватить человека так, что ему просто будет неинтересно удовольствие, например, от наркотиков или любых пустых развлечений. И этого не так уж и сложно достичь... в конечном счёте все есть результат научения и обучения и обучению) И тогда это будет уже самоподдерживающийся и самосовершенствующийся процесс.
Сравнить слова Лю Цысиня я бы наверное мог с тем, как О. Сакс и А. Лурия мечтали о романтической неврологии (романтической науке) и об умении рассказывать истории.

Что касается книги Лю Цысиня «Задача тех тел», то, в целом, неплохо. Далеко не шедевр, но определённые идеи и темы заинтересовали, стиль тоже приемлемый.
Идеи вот какие (далее будут, как говорится, спойлеры).
Интересно обыграна идея торможения научного прогресса, причём в сфере фундаментальной науки. И гораздо интереснее, чем у Стругацких в «За миллиард лет до конца света», где «вредить» человечеству начинает сама «природа» или «мироздание», которое вероятно следует понимать как грандиозную систему, «стремящуюся» сохранить гомеостаз, или вообще непонятно зачем ей мешать человечеству познавать ее глубинные законы. Бредовая, на мой взгляд, идея, ибо это скорее это люди мешают сами себе и другим развиваться, поддерживая тормозящие развитие социальные и экономические системы (в виде того же капитализма))), и вот, если мыслить психоаналитически, эта психология и проецируется на природу или само Мироздание. Мне ближе идея, что человек и человечество как-бы «призван к жизни» из глубин материи и мироздания, и его условного говоря «цель» состоит как-раз в познании законов мироздания и в развитии жизни, в усложнении живой системы. А так по Стругацким получается природа в роли шизогенной матери, помещающая человека в даблбайнд - нужно познавать, нельзя познавать.
У Лю в развитие науки вмешиваются инопланетяне, которым нужна планета, но они просчитали, что если экспоненциальное развитие науки и техники на Земле не будет остановлено, то к тому времени когда их флот подлетит к Земле, разбить его у землян труда не составит.
Этот вариант тоже конечно не отличается интеллектуальной изощренностью, но... у мне понравилось у Лю то, как он делает акцент на необходимости развития фундаментальной науки, это видно из всего текста. Придется читать продолжение, там вроде как есть развитие этих идей.

И несмотря на то, что Лю Цысинь утверждает, что не хочет заниматься социальной критикой под прикрытием фантастики как жанра, что-то от критики у него тоже есть. И он сам пишет:

«Но я не могу убежать от действительности, как не могу убежать от собственной тени. Реальность выжигает свое неизгладимое клеймо на каждом из нас. Время, в которое мы живем, заключает нас в свои оковы, и я могу лишь плясать в собственных цепях.»

И как относиться к описанию ситуаций, когда один-единственно униженный и оскорбленный (причем по-настоящему и весьма жестко) член общества может решить, что может быть будет более правильным подтолкнуть под откос свою «любимую» цивилизацию, которая может является просто чем-то бессмысленного космического мусора. Разве это не есть отсылка к социальным проблемам, к теме подавления и эксплуатации?
Как там писал Эдгар Морен:
««мы знаем уже сейчас, что мы не обязательно должны ставить всякую целостность в привилегированное положение по отношению к ее составным частям. Мы всегда должны принимать во внимание, какой ценой были оплачены глобальные эмерджентности, и мы должны задавать себе вопрос, не уничтожают ли эти системные ограничения еще более богатые возможности проявления эмерджентных свойств на уровне составных частей».

А что касается Лю Цысиня, то он, как мне показалось достаточно разбирается и в марксизме. В общем, буду читать дальше.
Tags: Эдгар Морен, литература, литобзор, наука, фантастика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments