al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

про микрокредиты, а точнее совсем о другом)

Новая информация, в которой на самом деле нет ничего нового,  о том, как люди (совершенно «добровольно») увязают в долгах, в микрокредитах. Добровольность здесь конечно же условная, ибо понятно, что нет никакого добровольного (свободного) выбора… если не сказать больше)))
Для меня это является одним из наиболее ярких и показательных примеров того, как существующая система самовоспроизводится, в частности, через продуцирование иллюзии свободного выбора (как и через множество других иллюзий — сознательности, рациональности, индивидуальности и пр.), а главное через производство своих элементов в качестве... ну, скажем мягко, марионеток.
Как к этому подступиться — пока совершенно непонятно. В принципе, нет сомнений в том, что такая система рано или поздно даст серьёзный системный сбой, если не грохнется сразу и быстро, ну и вот хотелось бы этого избежать.
Но именно система кредитования, списанная в логику капиталистической системы и связанная с другими хорошо изученными особенностями этой системы, является одним из наиболее значимых факторов, блокирующих возможность изменений. Тут в дело вступает иллюзия удовлетворении своих потребностей. Быстрого, доступного и, главное, приятного. Зачем думать о том, что и как еще можно изменить в себе и в социуме, в системе отношений. Маленькому ребёнку незачем знать как все это устроено, как функционирует, какие тут оборотные и теневые стороны, какие последствия имеет и будет иметь в перспективе; да ему вообще незачем думать и задаваться неудобными вопросами.  Есть Я, есть, МОИ потребности и желания и есть возможность их удовлетворять. Ну да, ну да… Самоподкреплямая система. Черт, даже как-то жаль, что я не ортодоксальный фрейдист — тогда можно было сказать, что социум и люди захвачены инстинктом смерти, Танатосом, но… это конечно все безнадежно устарело и ошибочно, все сложнее, хотя оптимизма это тоже не прибавляет.

Вот тут информация, ну и я еще дописал там вот что:
Можно добавить, что где-то близко здесь также теория даблбайнда и патогенной коммуникации.
Определенная система отношений (коммуникации) производит своих участников одновременно и как жертв, и как сообщников. При этом успешно блокируется возможность метакоммуникации (возможность коммуницировать по поводу коммуникации и всей системы отношений https://ru.wikipedia.org/wiki/Метакоммуникация), а значит и возможность осмысления всей этой ситуации.
Эффективно работает и система положительного подкрепления - возможность делать покупки и есть постоянно воспроизводимое положительное подкрепление стратегии приспособления к данной социальной системе.
Теория когнитивного диссонанса также очень хорошо объясняет легкость постоянного самообмана, который позволяет убегать от противоречий.
А также. К теме.
Майкл Хардт и Антонио Негри: «Декларация. Глава I. Кризис и его формы субъективности. Должник»
"«…Главным состоянием нынешней социальной жизни является нахождение в долгу. Сейчас почти невозможно жить, не вовлекаясь в долги – студенческий заём, закладная за дом, кредит на машину, другой кредит на оплату медицинских услуг и т. д. Система социальных гарантий деградировала от системы всеобщего благополучия («welfare») до системы всеобщей задолженности («debtfare»), долг стал главным средством удовлетворения социальных потребностей. Наша субъективность построена на фундаменте из долгов. Мы выживаем, влезая в долги, и мы живём под грузом обязательств, связанных с выплатой долгов.

Центр тяжести капитализма теперь лежит не в области заводов, но за их пределами. Общество превратилось в завод, вернее, капиталистическое производство развернулось таким образом, что рабочая сила всего общества сама стремится быть под контролем капитала. Капитал эксплуатирует всё больший спектр наших производительных возможностей, он эксплуатирует наши тела и наш разум, наше стремление к взаимодействию, наш интеллект и наши творческие способности, наши отношения друг с другом и много чего еще. Мы сами отдали свою жизнь работе.

Вместе с изменением капиталистических обязательств отношения между капиталистами и рабочими также изменились. Капиталист, управляющий заводом, приговаривающий рабочих к изнурительному труду с целью получения прибыли – больше не является типичным примером эксплуатации. Сейчас капиталист удалён со сцены, и работники зарабатывают себе на жизнь другим, более независимым образом. Капиталист накапливает капитал не через овладение прибавочной стоимости, но через плату за аренду, которая чаще всего выражается в финансовой форме и обеспечивается финансовыми инструментами. Здесь-то и появляются долги в качестве орудия для поддержания и контроля отношений между производством и эксплуатацией. Эксплуатация сегодня основывается не на обмене, равном или неравном, но на долгах, и около 99% находятся в подчинении (через свою работу, деньги и различные обязательства) у 1% населения…
...«Субъективность типа «должник» не подлежит спасению, только уничтожению.»

А вот это очень сильно
Система кредита как возвращение к феодальным отношениям.
Ж. Бодрийяр «Система вещей»
(гл. Кредит. Права и обязанности гражданина потребителя)"ПРИНУДИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПКИ
Ныне родилась новая мораль: мораль опережающего потребления по отношению к накоплению, мораль убега­ния вперед, форсированного инвестирования, ускоренного потребления и хронической инфляции (копить деньги ста­новится бессмысленно); отсюда берет начало вся современ­ная система, где вещь сначала покупают, а затем уже выку­пают своим трудом. Благодаря системе кредита мы возвра­щаемся к сугубо феодальным отношениям, когда известная часть труда изначально принадлежит помещику, то есть к системе закрепощенного труда. Однако, в отличие от фео­дальной, наша система основана на своеобразном сообщ­ничестве: современный потребитель непроизвольно интериоризирует и принимает как должное то бесконечное при­нуждение, которому он подвергается, — обязанность покупать, чтобы общество продолжало производить, а сам он мог работать дальше, дабы было чем заплатить за уже купленное.

Действует любопытный иллюзионизм: общество креди­тует вас ценой формальной свободы, а на деле вы сами его кредитуете, отчуждая в его пользу свое будущее. Разумеет­ся, прежде всего строй производства живет эксплуатацией рабочей силы, но сегодня он получает поддержку еще и от этой круговой поруки, от этого сотрудничества, в котором самая зависимость переживается как свобода, а следователь­но, обособляется в устойчивую систему. В каждом человеке уживаются потребитель, сообщник строя производства, и никак не связанный с ним производитель — жертва этого строя. Такая разобщенность производителя и потребителя составляет главную силу интеграции: все делается для того, чтобы она ни в коем случае не приняла живой критической формы противоречия.

ВОЛШЕБСТВО ПОКУПКИ
Действительно, кредит, равно как и реклама, обладает спо­собностью производить раздвоение в покупке и ее объектив­ных определяющих факторах. Покупать в кредит — значит приобретать целую вещь за часть ее реальной стоимости.

Минимальный вклад — и грандиозная прибыль. Платежи по рассрочке растворяются в отдаленном будущем, и кажется, будто вещь приобретена ценой лишь чисто символического жеста. Это поведение сходно с мифоманией, когда человек, рассказав о себе какую-нибудь небылицу, добивается непро­порционально высокого уважения в глазах собеседника. При минимальных реальных затратах он получает чрезвычайную выгоду — пользуется реальным почетом, по сути, ценой ус­ловного знака. Он тоже живет в кредит, за счет чужой довер­чивости. И если в нормальной практике трансформация ре­ального мира идет от труда к его продукту, на чем традицион­но и основываются в плане времени как логика познания, так и бытовая логика вещей, — то ее инверсия, опережающее пользование вещами, есть не что иное, как магический про­цесс. При покупке в кредит человек одновременно с приоб­ретаемой вперед вещью поглощает и принимает на свой счет миф о магической функциональности общества, способного предоставить ему такие возможности немедленной реализа­ции желаний. Конечно, очень скоро он столкнется с соци­ально-экономической реальностью, так же как и мифоман рано или поздно столкнется с необходимостью показать себя в той роли, которую он самозванно себе присвоил. Разобла­ченный самозванец либо терпит крах, либо выходит из поло­жения с помощью новой небылицы. Так и для покупателя в кредит неизбежно наступают сроки платежа, и весьма веро­ятно, что для психологического облегчения он станет поку­пать себе в кредит что-нибудь еще. Правилом такого рода по­ведения является убегание вперед, и в обоих случаях замеча­тельнее всего то, что причинно-следственная связь никогда не ощущается — ни для мифомана между рассказанной ис­торией и пережитой неудачей (из которой он не извлекает никакого урока реальности), ни для покупателя в кредит меж­ду магически даровой покупкой и необходимостью в даль­нейшем за нее расплачиваться. Система кредита тем самым доводит до предела безответственность человека перед самим собой: покупатель отчуждает плательщика, и хотя фактически это один и тот же человек, система, разводя их во времени, делает так, что это остается им не осознано."

Tags: Бодрийяр, антикапитализм, даблбайнд, имплозия, кредиты, постмарксизм, системный подход, шизо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment