al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Марк Гоулстон об антагонистических играх и пр.

Когда я узнаю о таких людях и их жизненных историях, то мне обычно вспоминается одно место из «Насморка» С. Лема, где речь идёт о некоем выдающемся астронавте (в будущем), который после выхода на пенсию открыл какую-то фирму по продаже пива. И Лем через главного героя выражал полное недоумение по этому поводу — как можно после встречи с Космосом начать заниматься таким…
Станислав Лем был большим романтиком, что тут ещё можно сказать. И я во многом разделяю подобное мировоззрение.
Да, истории серьёзных и глубоких психиатров и психотерапевтов, которые стали заниматься «консультированием бизнеса» вызывают у меня сложные вопросы. Консультирование ФБР в плане искусство ведения переговоров — тут совсем другое дело, но бизнес…
Но, конечно же, это лишь моя точка зрения, у каждого своя жизненная история и своя «реальность», это понятно.

Психиатр Марк Гоулстон пытается гуманизировать существующую систему изнутри, но все это также может иметь характер работы со следствиями проблем, а не с причинами, что в конечно счёте приводит только к консервации системных проблем.
Доктор Марк Гоулстон — сооснователь сообщества Heartfelt Leadership, главный ментор China Foundations, профессиональный психиатр, специализирующийся в области бизнеса. На протяжении 25 лет Гоулстон был профессором Института неврологии и поведения человека при Калифорнийском университете, входил в списки лучших психиатров США 2004, 2005 и 2009 годов, сотрудничал с ФБР, ведя тренинговые программы по переговорам с преступниками, захватившими заложников. Нестандартный опыт позволил ему разработать собственную методику ведения переговоров с агрессивными и неконтактными собеседниками.
М. Гоулстон — автор бестселлеров «Я слышу вас насквозь» и «Как разговаривать с м…даками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни», «Ментальные ловушки на работе».
Сейчас Гоулстон консультирует таких клиентов, как Goldman Sachs, IBM, Federal Express, Xerox, Deutsche Bank, Bloomberg, Kodak, Wells Fargo, Bank of America.

Интервью РБК: «Управленцы ненавидят слово «люди».
Ряд его тезисов совершенно однозначно вписывается в логику функционирования капиталистической системы, но есть и идеи, которые, в сочетании с другими факторами, вероятно могут способствовать изменению общества в другом направлении.
Например:
«— Знаете такое понятие «антагонистическая игра»? Так называются игры, в которых выигрыш одного означает проигрыш другого, без ничьих и компромиссов. Сейчас очень многие воспринимают ситуации, в которых оказались, как игру в орла и решку. В Америке тема иммиграции вызывает у людей ощущение «либо они нас, либо мы их». Директора компаний и политические лидеры смотрят на людей сверху вниз и говорят: я буду делать что хочу, а на вас мне плевать. Моя миссия в том, чтобы в мире не стало таких игр.
В мире много хороших людей, но большинство из них узколобы, они застряли в своем видении мира. Почему в России так не любят США, а у нас не любят русских? Мы вернулись к началу беседы, к айтишнику и продажнику, — мы просто не понимаем друг друга, поэтому считаем собеседника идиотом. А чтобы обосновать это, подгоняем примеры из истории, негативные прогнозы и т.п. Один из моих учителей, психолог Вилфред Бион говорил: «Лучшая коммуникация — это слушать без памяти и желаний». Без памяти — чтобы не судить собеседника за прошлые ошибки. Без желаний — чтобы не делать его таким, каким он был бы для вас удобен. Научить людей такой коммуникации и есть моя задача.»

Все это хорошо и красиво, но многие антагонизмы просто заложены в капиталистической системе. Право на труд при капитализме конституционно не гарантированно, поэтому нередко ситуация на рынке труда выглядит именно так — или я (мы) останусь без работы, или он (они). Тоже самое можно сказать про наиболее выгодные рабочие места, или доступ к ресурсам, связям, либо про место на рынке («или мы их вытесним (проглотим), или он нас») и т. д.
И здесь нужно либо структурно менять систему, заменять её на другую, в которой не будет экономического фундамента для антагонистических игр, либо пытаться пускать пыль в глаза, используя эвфемизмы и разные манипулятивные техники, выдавая чёрное за белое.
Весьма сомнительной (с точки зрения левых) является также возможность научения участников капиталистического рынка здоровой коммуникации. Капитализм диктует свои правила поведения, которые, в целом, были поняты уже довольно давно. А вот игре в здоровую коммуникацию — да, это очень даже можно научить («Они играют в то, что они ни во что не играют» - Р. Лэнг). В каком-то смысле это и есть общество симулякров и симуляции.

И ещё один пример игр со словами:
«не используйте слово «цели» — замените его словом «потребности». Не у всех есть цели, но потребности есть у всех. Это вы хотите создать мощную компанию, которая станет частью будущего, а люди хотят просто выжить, и им нет дела до ваших целей. Поэтому монологи в стиле «Заткнись и делай, что я скажу!» не будут работать никогда. Лучше донесите до коллектива другую мысль: «Мне нужна ваша помощь. Если вы поможете мне заработать много денег, я смогу повысить вам зарплату и платить бонусы».​»

И это опять уловка. Самое интересное, что специалисты уровня Гоулстона, прекрасно разбирающиеся в многоуровневой коммуникации, вряд ли могут этого не понимать. В другом месте он говорит о том, что сталкивающиеся с манипулированием и подавлением сотрудники, будут носить фигу в кармане, даже если будут всегда кивать вам. Но в данном примере («помогите мне заработать много денег») вряд ли найдётся много тех, кто не будет, хотя бы где-то в глубине души, понимать изначальное неравенство в данной ситуации. Как ни помогай собственнику заработать ему больше денег, все прекрасно понимают в чьих руках находятся рычаги власти (собственность - это отношение между собственником и неимущим по поводу предметов, например средств производства, в которых есть потребность у них обоих), а вера в «человечность» (причем абстрактную) в данных условиях отдаёт то ли наивностью, то ли фальшью. Поэтому все антагонизмы, связанные с классовым устройством капиталистического общества, по-прежнему живы и остры, а значит, несмотря на все попытки использовать использовать любые психологические и психотерапевтические методы в целях создания иллюзии общности и примирения, та самая фига в кармане у наёмных работников никуда не исчезнет, но уже другой вопрос, останется ли это сопротивление на уровне детской реакции, либо перерастёт в революционное движение.

И, скорее, всего, все то, что делает Гоулстон и ему подобные, вполне подошло бы в качестве одного из примеров для книги Болтански и Кьяпелло "Новый дух капитализма" , где подобные новшества и уловки капитализма разбирались весьма подробно
https://redpsychology.wordpress.com/tag/новый-дух-кап..
Tags: антикапитализм, коммуникации, марксизм, психология капитализма, психотерапия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments