al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Об атмосферных кинофильмах (и книгах)

А точнее — об их отсутствии (фильмов). Я, конечно, говорю исключительно с точки зрения своего восприятия. В последнее время мне практически не попадаются фильмы, которые называют атмосферные, или так — я не чувствую атмосферы в современных фильмах. Сложно сказать, какая формулировка более корректная, ибо эта атмосферность появляется только в нашем восприятии, а не находится «внутри» фильма, откуда мы её могли бы радостно извлечь. Но с другой стороны, основная масса фильмов просто не может вызвать переживание атмосферности, как ты ни пытайся, какое бы богатое воображение у зрителя не было. Определенно, какими-то характеристиками для этого фильм должен обладать, плюс соответствующий настрой и воображение зрителя.
Раньше я таких фильмов видел много. Многие работы таких режиссёров, как А. Паркер, М. Форман, Феллини… И я не имею ввиду какое-то особое интеллектуальное, эстетское кино. Например, «Птаха» Паркера, а также «Однажды в Америке» - оставили ощущение удивительной и сильной атмосферы. Дахе в первых «Чужих», в Хищнике», в «Нечто» была своя атмосфера; а есть ещё Хичкок, нуар и неонуар.... Сейчас я не чувствую такого от просмотра кинофильмов. Быть может, моё восприятие и отношение к кино изменилось, либо что-то ещё. Кинематограф тот уж точно меняется. И условия его восприятия, естественно, тоже (раньше были лишь кинотеатры, да искали видеокассеты VHS… и смотрели этого всего гораздо меньше)). Пересмотришь какой-либо старый фильм, атмосфера хоть немного вспоминается, а вот новое кино… очень редко что-то цепляет.
Само понятие «атмосферности» тоже можно было бы разобрать. Это же нечто, несводимое к отдельным элементам, составляющим фильм. Как-то так.

Но вот что касается литературы… Я все-таки не могу не сравнивать две эти области — литературу и современный кинематограф. Какими удивительно жалкими, при этом сравнении, видятся мне современные мегафильмы, в которые вложены десятки миллионов долларов, вложены также огромные усилия специалистов из самых разных областей (всякие там эффекты и пр.))), а получается мыльный пузырь. Пустышка. Современный кинематограф это продукт больной и абсурдной социально-экономической системы.
Что касается литературы, то среди того, что я читаю, более чем достаточно не только атмосферных произведений, но и тех, которые, как говорится, сносят крышу. И для меня это также интересный вопрос — почему такое различие, почему текст действует настолько более сильно, чем кинофильм, использующий такой арсенал средств, и в первую очередь зрительное восприятие.
Ну да, пишут, что «глубокое чтение» активизирует центр Брока, область Вернике, что-то еще, и вообще синхронизирует работу мозга. Так оно наверное и есть. Но мне интересно обратится еще и к различным направлениям глубиной психологии. Определенно есть еще и сложное взаимодействие с какими-то глубокими слоями психики. Но это уже сложный и отдельный вопрос.
Из последнего прочитанного - «Затонувший мир» и «Хрустальный мир» Балларда, из которых я выделил бы последний. Очень сильные образы и метафоры, просто удивительная атмосфера там передана. Богатейшее воображение у этого писателя, да еще и писательское мастерство или талант. Строго рационально пытаться анализировать такие произведения бессмысленно, это будет грубое упрощение, поэтому тут нужна работа воображения, причём сильная.
Прочитал интервью с Баллардом, он же когда-то хотел стать психиатром и тема погружения в глубинные слои психики его очень интересует. А также изменение поведения и психики в разных критических обстоятельствах. В рассказе «Последний берег» Баллард цитирует психоаналитика Гловера, его слова о присутствии мыслей о гибели мира в подсознании, сильно проявляющихся при психозах и активизирующихся при столкновении с определенными реалиями нашей жизни (Нагасаки…).
…Все думал, что можно написать про «Хрустальный мир», но… сложное произведение, коротко не напишешь. Впрочем, одна из моих мыслей такова. Эта книга о кризисе нашей жизни, глубоком кризисе, когда человек в итоге готов всё-таки готов поддаться «колдовскому» очарованию этого неописуемого и разрастающегося хрустального мира, в котором, кажется, происходит выход за границы противоположности жизни и смерти. Это означает глубинную, экзистенциальную неудовлетворенность той жизнью, которой живёт человек.
Tags: кино, литература, литобзор, системный подход, экзистенциализм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments