al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Объективистское наследие (Лакофф)

Читаю сейчас книгу Лакоффа "Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении", которая мне представляется весьма интересной и важной; буду использовать ЖЖ как записную книжку, чтобы потом легко можно было найти наиболее понравившиеся мне места.
Мне эта книга интересна ещё и тем, что я давно пытаюсь найти за многочисленными заблуждениями и ошибками мышления некие фундаментальные ошибки или просто особенности нашего мышления и восприятия. У Лакоффа речь, в том числе, идёт и об этом.
Вот, например, о чём там идёт речь:
"Наши зна-
ния на базовом уровне организуются главным образом по линии
разделения целое—часть. Причина этого в том, что способ, которым
объект разделяется на части, определяет многие другие вещи. Во-
первых, части обычно соотносятся с функциями, поэтому наше зна-
ние о функциях обычно связано с знанием о частях. Во-вторых, час-
ти определяют общий вид и, следовательно, особенности его вос-
приятия и его мысленного образа. В-третьих, мы обычно взаимодей-
ствуем с вещами через их части, поэтому деление часть—целое иг-
рает главную роль в выборе той или иной двигательной программы,
которую мы используем при взаимодействии с объектом. Так, руко-
ятка не просто длинная и тонкая, но ее можно держать в человече-
ской руке. Как пишут об этом Тверски и Хеменуэй, «мы сидим на
сиденье стула и опираемся на его спинку, мы удаляем кожуру банана
и едим его мякоть»."

Великое множество проблем и неспособность их решить (это проблемы широкого круга - от психологических и коммуникативных, жо социальных и политических) связано как раз с тем, что мы видим и восприимаем даже не части, а мельчайшие частички сложных ситуаций и сложных систем. Мышление и восприятие на фундаментальном уровне организуется именно таким, "неправильным", образом. Но это можно изменить)

Объективистское наследие
Согласно объективистской парадигме, истинное знание окру-
жающего мира может быть достигнуто только в том случае, если
система символов, используемая в мышлении, способна точно пред-
ставить внешний мир. Объективистская концепция разума должна,
следовательно, исключить все, что может препятствовать этому:
восприятие, которое может нас обманывать, тело, которое имеет
свои слабости и недостатки, общество, в котором есть свои пробле-
мы и особые интересы, память, которая может ослабевать, менталь-
ные образы, которые могут быть различными у разных людей, и во-
ображение, особенно метафору и метонимию, которое не может со-
ответствовать объективно данному внешнему миру.
Традиции объективизма влияют на различные аспекты наших
взглядов. Наследие объективизма проявляется в том, что мы рас-
сматриваем рациональность как чисто ментальное, безэмоциональ-
ное явление, отделенное и независимое от воображения, социально-
го функционирования и ограничений нашего тела и памяти. Насле-
дие объективизма заставляет нас рассматривать мышление как ме-
ханический процесс и превозносить те виды мышления, которые
действительно являются механическими. Это наследие объективиз-
ма, что мы считаем машины, производящие алгоритмические вы-
числения, способными мыслить, как мыслят люди. Это наследие
объективизма, что мы считаем, что добились значительного про-
гресса, когда нам удается структурировать аспекты нашего физиче-
ского и социального окружения таким образом, чтобы сделать их
более похожими на объективистскую вселенную.
Появление цифровых компьютеров придало новый импульс на-
шим попыткам представить наше окружение и наше общество в том
виде, который бы соответствовал объективистской метафизике. Это
никак не связано с самим компьютером, чудесным инструментом,
способным к самым различным употреблениям — гуманным и бес-
человечным. Однако развитие компьютерной науки связано с разви-
тием оснований математики. В результате получилось так, что
большая часть используемых в настоящее время баз данных соот-
ветствует объективистской метафизике: в них хранятся репрезента-
ции сущностей, их признаков и отношений между ними. В базе дан-
ных компьютера вашего банка вы можете быть представлены номе-
ром вашего банковского счета вместе с количеством денег на вашем
счету на разные даты, вашим кредитным рейтингом на разные уисла
и т. д. База данных вашего банковского компьютера представляет
собой объективистскую вселенную. В ней вы являетесь номером
вашего банковского счета, а вашими признаками — количество де-
нег на вашем счету и ваш кредитный рейтинг. Люди уже в течение
долгого времени рассматриваются как числа и наборы записей, и
еще дольше они будут рассматриваются таким образом в будущем.
Подобный подход имеет в нашем обществе важную функцию. В
нашем обществе существует важнейшая народная теория, согласно
которой быть объективным — значит быть беспристрастным, а че-
ловеческим суждениям и оценкам свойственно быть ошибочными и
с большой степенью вероятности основываться на предубеждениях.
Следовательно, решения, касающиеся людей, должны делаться, на-
сколько это возможно, на максимально «объективных» основаниях.
«Объективность» — это для людей, принимающих решения, лучший
способ избежать ответственности. Если существуют «объективные»
критерии, на которых основывается решение, тогда того, кто принял
решение, невозможно обвинить в пристрастности и, как следствие,
подвергнуть критике, понизить в должности, уволить с работы или
подать на него в суд.

Другая причина попыток построить наши институты согласно
объективистской метафизике — это то, что она, как считается, эф-
фективно работает. В некоторых случаях это, возможно, так, а в
других, может быть, и нет. Тем не менее огромное количество уси-
лий и времени было потрачено в попытках приспособить человече-
ские суждения и оценки к предположительно объективным ячейкам.
Если классическая теория категоризации не верна, тогда внедрение в
огромных масштабах объективистской метафизики в наши социаль-
ные институты и установления не только не отвечает человеческой
природе, но, возможно, в конечном итоге и не эффективно для
функционирования людей в обществе. В любом случае мы должны
по крайней мере осознавать, что наши институты структурированы в
терминах конкретной метафизики и психологической теории кате-
горий, которые, как мы увидим, сами крайне сомнительны.
Одной из причин, почему классическая теория категоризации
становится более, а не менее популярной, является то, что она
встроена в основания математики и во многие современные компь-
ютерные продукты. Поскольку математические и компьютерные
модели все больше и больше используются как интеллектуальные
инструменты в когнитивных науках, неудивительно, что имеет ме-
сто сильная тенденция любой ценой сохранить традиционную тео-
рию классификации. Она соответствует имеющимся в наличии ин-
теллектуальным инструментам, и отказ от нее потребует создания
новых интеллектуальных средств. А идеи полной замены оборудо-
вания не более популярны в академической сфере, чем в индустрии.
Tags: Лакофф
Subscribe

  • LOST

  • LOST и... кот Шредингера???)

    Так это все надо понимать? :) Вообще, неплохое начало 6го сезона, но хочется больше психологизма, как в первых сезонах) Шизофреническое расщепление…

  • LOST. Точка бифуркации?))

    Не, конечно, впечатление такое, что и этот взрыв - был предопределен и речь не идет о "новом" режиме работы "системы". А главное…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments