al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
К проблеме отходов
al_ven
В последнее время стали больше говорить о проблемах крупных свалок мусора, утилизации отходов и т.д. Наблюдается, так сказать, "озабоченность" данной проблемой.
"Решение", как правило, видится (в массмедиа) в создании и использовании неких супертехнологий по переработке, строительстве специальных заводов, "обучении" населения "правильной утилизации" и т.д. и даже "культуре потребления"...
Однако никогда не бывает лишним задаться вопросом - а не скрывает ли внешняя проблема (симптом) какую-либо более серьёзную, системную проблему? Лечить симптом - значит взращивать системную патологию.

Есть разные мнения по поводу проблемы отходов, ниже мы приведём одну из точек зрения - Жана Бодрийяра Из Лекции "Город и ненависть" https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_777

У Бодрияра в этой лекции не раскрыта проблема противоречивого (даже где-то даблбайндового) характера превращения людей в отходы (судя по другим его работам, Бодрийяр эти проблемы прекрасного понимал, но тут было короткое выступление). Ситуация, когда тебя превращают в отбросы/отходы, конечно, крайне тяжела, но, возможно, ещё более тяжелой будет ситуация, когда под давлением требований и предписаний социально-экономической системы человек просто расщепляется, что приводит к более сложным последствиям. Одни его «части» очень даже нужны социально-экономической Мегамашине, другие, которые могут иметь для человека большую значимость — нет, и именно последние становятся «отбросами».
Таким образом, тему отходов/отбросов можно (и нужно) развивать в разных направления — от социальной критики, до психологии психотерапии и психоанализа.
Противоречивость и даблбайндовость тут вот в чём заключается.
Те человеческие качества, которые в последствии оказываются «ненужными», появляются не из каких-то трансцендентных пространств или инстинктов. В человеке всё есть результат социального научения и социального «конструирования». Говоря совсем просто, вначале каждому члену общества объясняют, что надо быть человечным, справедливым, честным, добрым, умным, самостоятельным и т. д., но потом появляются совершенно другие предписания, часто неявно и т. д., и далее выясняется, что всё-таки для «успешного» встраивания в Мегамашину, но об этих «секретах» нельзя открыто говорить, появляется запет на метакоммуникацию и пр. И в социуме царит многоэтажное лицемерие, о котором нельзя говорить; шизогенное лицемерие.
Ещё и такая есть тема. Внутренняя противоречивость социума, котороый можно сравнить с «весёлой» шизогенной семьёй, где разные родители дают противоречивые предписания, и каждый родитель может быть непоследователен и внутренне противоречив. Точнее, не может, а бывает последовательно непоследовательным)).
На уровне нейрофизиологии (на фундаментальном уровне) человек сконструирован, как это доказывает Иоахим Бауэр, для позитивных отношений, кооперации и альтруизма.
Капитализм требует совершенно другого, но капиталистические отношения — это ведь далеко не всё человечество, не вся его культура, хотя капитализм и функционирует как раковая опухоль, но пока не убил ещё весь организм. С остальной человеческой культурой — сложно, речь правильнее вести о разных культурах, которые никогда не были однородными и лишёнными системных внутренних противоречий.
Вообще, конечно, хочется все эти вопросы разобрать гораздо более тщательно и подробно.

Что такое «эффективность» системы? Это же новое религиозное понятие)) И одновременно это вопрос коммуникации и отношений власти. Кто определяет критерии, параметры и пр.?))
Далее. Психоаналитический вопрос — что такое эта «система» или «эффективнейшая Мегамашина» для того, кто стал её винтиком, что он проецирует на неё, что она для «отбросов»?…
Ну и попытка «окончательно и полностью» избавиться от отходов — это стремление вытеснить всё тревожащее, травматичное, вытеснить все сомнения и вопросы. Мышление и мозг тоже могут стать отходами. И уже становятся. Но всё вытесненное всегда возвращается, поэтому — опять запах, опять тревога по поводу вредных выбросов...))

Жан Бодрийяр.
"Вам, наверное, известно, какой огромный успех принес недавно французской кинематографии фильм под названием “Ненависть”. В фильме показан ряд бурных событий, происходящих на окраинах городов и в пригородах; в качестве актеров (а, может быть, статистов?) в нем выступают группы молодых людей, в которых “сидит ненависть”. “Во мне сидит ненависть” — выражение почти безличное, оно означает не столько субъективную эмоцию или субъективное состояние, сколько объективную и беспричинную ярость, рождающуюся в городской пустыне, прежде всего в пригородах, превращенных в настоящую свалку. Тот факт, что окраинная “преступность” приобрела невиданный размах (ведь фильм, подобный “Ненависти”, можно снимать хоть каждый день), свидетельствует о том, что перед нами целостное общественное явление, в котором находит свое отражение определенный универсальный процесс — процесс концентрации населении и увеличения производства отходов. Речь идет о всемирной проблеме отбросов, ибо, если насилие порождается угнетением, то ненависть зарождается, когда человека отправляют на помойку.

Понятие отбросов следует модифицировать и расширить. Материальные, количественные отбросы, образующиеся вследствие концентрации промышленности и населения в больших городах — это всего лишь симптом качественных, человеческих, структурных отбросов, образующихся в результате предпринимаемой в глобальном масштабе попытки идеального программирования, искусственного моделирования мира, специализации и централизации функций (современная метрополия очевидным образом символизирует этот процесс) и распространения по всему миру этих искусственных построений.

Хуже всего не то, что мы завалены со всех сторон отбросами, а то, что мы сами становимся ими. Вся естественная среда превратилась в отбросы, т. е. в ненужную, всем мешающую субстанцию, от которой, как от трупа, никто не знает, как избавиться. По сравнению с этим горы органических промышленных отходов просто пустяк. Вся биосфера целиком в пределе грозит превратиться в некий архаический остаток, место которого — на помойке истории. Впрочем, сама история оказалась выброшенной на собственную помойку, где скапливаются не только пройденное нами и отошедшее в прошлое, но и все текущие события; не успев закончиться, они тут же лишаются всякого смысла в результате демпинга средств массовой информации, способных превратить их в субстанцию, непосредственно готовую для употребления, а затем и в отбросы. Помойка истории превратилась в информационную помойку.

Когда строят образцовые города, создают образцовые функции, образцовые искусственные ансамбли, все остальное превращается как бы в остатки, в отбросы, в бесполезное наследие прошлого. Строя автостраду, супермаркет, супергород, вы автоматически превращаете все, что их окружает, в пустыню. Создавая автономные сети сверхскоростного, программируемого передвижения, вы тут же превращаете обычное, традиционное пространство взаимообщения в пустынную зону. Именно так обстоит дело с транспортными артериями, рядом с которыми образуются пустующие территории. Именно так будет обстоять дело и в будущем, когда рядом с информационными артериями образуются информационные пустыни, возникнет своего рода информационный четвертый мир — убежище всех изгоев, всех тех, кого отвергли средства массовой информации. К нему добавится интеллектуальная пустыня, населенная мозгами, оставшимися без работы по причине предельной усложненности самих информационных сетей. Ее будут населять, но уже в неизмеримо большем количестве, потомки тех миллионов безработных, что ныне изгнаны из мира труда.

Пространства, как и люди, становятся безработными. Строятся целые кварталы жилых домов и офисов, но они обречены навеки оставаться пустыми из-за экономического кризиса или спекуляции. Они — отходы, всего лишь отходы и навсегда останутся таковыми, это не следы прошлого и не руины, которые все-таки представляют собой почтенные памятники старины. Эти дома — памятники бездушию предпринимательской деятельности человека. И тогда хочется спросить, как же может ненавидеть и презирать самое себя цивилизация, которая с самого начала производит себя, причем умышленно, в виде отбросов, трудится над своим собственным бесполезным построением, создавая города и метрополии, подобные огромным холостым механизмам, бесконечно себя воспроизводящим; эти фантомы — результат доведенных до абсурдных размеров капиталовложений, равно как и все большей их нехватки.

Ghost-towns, ghost-people [2]: сами человеческие существа бесконечно воспроизводит себя в виде отбросов или в виде обыкновенных статистов, удел которых — обслуживать этот холостой механизм, символизирующий порочный круг производства, когда, вопреки требованиям истории, уже не Труд воспроизводит Капитал, а Капитал бесконечно воспроизводит Труд. Горька участь этого разрастающегося персонала, которому суждено перейти в отходы; так у человека и после смерти продолжают расти ногти и волосы.

Итак, наша культура превратилась в производство отходов. Если другие культуры, в результате простого обменного цикла, производили некий излишек и порождали культуру излишка (в виде нежеланного и проклинаемого дитяти), то наша культура производит огромное количество отбросов, превратившихся в настоящую меновую стоимость. Люди становятся отбросами своих собственных отбросов — вот характерная черта общества, равнодушного к своим собственным ценностям, общества, которое самое себя толкает к безразличию и ненависти.
..."
Полный текст http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_09/06.htm

Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account