al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

О «любви» к Ашанам :)

Симптоматичная статья:
Как русские полюбили «Ашан»"
"
К своему пятнадцатилетию «Ашан» открыл флагманский магазин у Кремля. В аренде трёх этажей в центре Москвы больше символической заявки на доминацию на рынке ритейла, чем экономических соображений. Самиздат выяснил, как «Ашан» захватил Россию и местечко в сердце каждого: детей туда водят, как в музей, ему посвящают стихи и песни, на его фоне рэперы снимают клипы, а политические активисты используют гипермаркет как площадку для перфомансов.
...
Все магазины «Ашан» в России занимают 1 200 000 квадратных метров. Это примерно три Ватикана или Монако. Жители крупных городов лоббируют открытие гипермаркета годами: в 2018 году в России работают двести магазинов «Ашан»
...
Люди понимают сценарий взаимодействия и уходят с чувством полного достоинства. „Ашан“ — это терапия после „совка“».
...торговый центр — это полноценная рекреационная зона, в которой люди проводят по несколько часов. «Для многих семей поход в „Ашан“ заменяет дорогие и сложноорганизованные досуговые практики, — объясняет Мороз. — Здесь можно рассмотреть поближе что угодно: личи или лыжи, побродить, как по музею
.

сама тема уже давно проанализирована вдоль и поперёк, и я уже сколько писал обо всём этом, даже когда-то создал сообщество в ЖЖ о «скромном обаянии общества потребления»… По ссылке я там достаточно привел комментариев и ссылок к положению дел, которое в «нормальных» капиталистических странах стала складываться уже наверное где-то в 60-е годы.
Действительно есть ещё немало хорошей аналитики, но мне кажется, что тут можно выделить простые механизмы.
Любые формы потребления дают очень легкую возможность просто убежать (это, конечно, иллюзорное бегство) от любой тревоги, сомнений, конфликтов, противоречий, рождающихся вопросов и т. д. Часто очень важно начать с прислушиванию к собственных чувствам, к каким-то их нюансам, к соматике — откуда поступают спонтанные сигналы-реакции на те или иные проблемы, на противоречивый контекст и социальную ситуацию. А потребление — это то, на что легко переключиться, и это всё раз за разом положительно подкрепляется...
Только вот вся аналитика (да и просто мышление как таковое) бессильны там, где царит упрощение и стереотипизация всего и вся — психологии человека, отношений, социальной жизни и т. д. Такие вот дела. В психотерапии, включая семейную и групповую, разработано немало очень интересных творческих методов, действующих порой просто изящно (чего стоят одни парадоксальные интервенции…), но в социальной и политической жизни всё это сложно применять.
И пока впечатление такое, что этой система придёт только к той или иной форме саморазрушения...
Tags: Бодрийяр, потребление, психология капитализма
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments