al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

и еще раз о потреблении в капиталистическом обществе

Психоаналитик Виктор Мазин: "Сегодняшний потребитель — тот, кто продает себя, свое внимание, сознание, время; тот, кто предоставляет рыночным механизмам свое психическое пространство".
В. Мазин "Машина влияния", 2018г.
"41. Маркетинг содействует плавной работе машины влияния
Если с середины XVIII по середину XX века господствовал производственный капитализм, то затем ему на смену, как известно, пришел капитализм потребительский. Кроме того, от индустриализации человечество перешло к гипериндустриализации, то есть к культуриндустрии, к промышленному производству представлений, аффектов, к серийному созданию индивидов, обслуживающих либидо-энергией циркуляцию капитала. Основой потребительского капитализма стал маркетинг.
Маркетинг имеет прямое отношение к машине влияния, к тому, что мы называем условиями её конкретизации. Товаром на рынке в результате маркетинга оказывается сам потребитель, его психика, которая подвергается индустриализации, его сознание, его внимание подчиняются активному, если не сказать агрессивному влиянию культуриндустрии.
..."
Более полная цитата здесь и далее по ссылке

Мне нравятся такие формулировки — яркие, емкие, острые. И очень радует, что всё-таки есть ещё психоаналитики (и психотерапевты), которые пишут на эти темы, это очень важно, чтобы сохранялась и развивалась живая критическая мысль. Иначе... все будет очень плохо.
Эту критическую мысль я бы попытался также развить направлении системного подхода и нелинейности.
То есть потребитель в капиталистическом обществе не просто подвергается однонаправленному, линейному воздействию, необходимо учитывать принцип нелинейности, но так просто этого не сделать, ибо нужно учиться мыслить в русле соответствующей парадигмы. То есть, можно сказать и так, что существует нечто вроде бессознательного сговора и потребитель как-бы передает право (Родительской, в конечном счете, инстанции) на формирование и его «потребностей» и всей его личности), избавляю себя от творческой, но не лишенной опасностей деятельности по созданию своей собственной жизни. Нечто похожее описано Э. Берном в игре «Все из-за тебя», но только Берн все-таки не дотянул до системного мышления.
Вместе с тем, не хотел бы делать из системного подхода единственно правильную и точную теорию и окончательную «Истину». Я вполне допускаю, что конструирование психологии человека (потребителя в данном случае) происходит в какой-то мере и линейно, на некоем надиндивидуальном уровне, о чем писали разные товарищи постмарксисты. Но это все, безусловно, дискуссионные вопросы.

Критику общества потребления не стоит ни переоценивать, ни недооценивать. Неприемлемой для себя я считаю попытку подменить критику капитализма критикой потребления. Понятно, все проблемы потребления надо рассматривать только в контексте капиталистического общества, как его часть. А заострять критику потребления имеет смысл вот по какой причине.
Иллюзии усреднённого потребителя играют важнейшую роль в воспроизводстве капитализма. Об этом было написано различными авторами (в том числе и мной))) уже более чем достаточно, а совсем вкратце можно сказать следующее. Потребителю нравится верить в то, что его «истинные» и «рациональные» потребности удовлетворяет рынок, ему даже можно казаться, что вся эта Мегамашина работает ради удовлетворения «его» потребностей. При этом, как правило, никому не нравится, если им путаются управлять, манипулировать и что-либо навязывать. А между тем это происходит на капиталистическом всегда и постоянно, только так этот «рынок» и работает, причем всё уже давно куда более серьезнее, чем конструирование отдельных «потребностей» и «желаний».
Поэтому, осознание этой весьма неприятной и болезненной правды рынка и капитализма может побудить к каким-либо действиям по, так сказать, конструированию социальной реальности иного типа, а заодно и к пересозданию самого себя, своей жизненной истории.
Но, если бы все было так просто…
Люди чаще всего с большим трудом расстаются с любыми иллюзиями, сколь бы абсурдными и даже потенциально разрушительными они не были. И это всё довольно неплохо изучено — как в психотерапии, так и в социальной психологии и т. д. Ситуация, надо признать, просто абсурдная — мы, с одной стороны, изучаем удивительнейшую нейропластичность мозга, а с другой стороны, люди не могут отказать от своих иллюзий, предрассудков, стереотипов, неврозов и т. д. Но, тем не менее, надежда ещё есть.

А это про нелинейный подход (из "Прагматики человеческой коммуникации")
Пол Вацлавик: "В то время как лексикон экспериментальной психологии расширился до сферы межличностных отношений, язык официальной (теоретической) психологии до сих пор остается атомарным. Такие понятия, как лидерство, зависимость, экстраверсия и интроверсия, изучение и многие другие стали объектами изучения. Опасность, безусловно, заключается в том, что все эти понятия, если о них достаточно долго размышлять и повторять, станут псевдореальными, и конструкт «Лидерство» окончательно превратится в Лидерство, к которому некоторая часть человеческого разума начинает относиться как к изолированному феномену, существующему совершенно независимо. Однажды эти мысли материализуются, и это понятие раз и навсегда перестанет быть лишь обозначением конкретной формы существующих отношений."

"...Хотя линейная, последовательная каузальность определяет «начало» и «конец» цепочки, эти термины бессмысленны для систем с петлей обратной связи. У круга нет ни начала ни конца. В такой системе размышлений человеку приходится отказываться от представления о том, что, скажем, событие а происходит первым, а событие b определяется появлением а, так же ошибочно заявлять, что событие b предшествует а, в зависимости от того, в каком месте будет принято авторитарное решение разорвать непрерывность круга. Но, как мы убедимся в следующей главе, эта ошибочная логика постоянно используется участниками человеческой интеракции, когда оба, и А и В, требуют, чтобы только поведение партнера оказывало на них влияние, не осознавая, что, в свою очередь, сами влияют на партнера своей реакцией. Подобного типа рассуждения заводят в тупик: является ли данная коммуникация в семье патологичной, потому что один из ее членов психотик, или же один из ее членов психотик потому что коммуникация патологична?".
Tags: Вацлавик, антикапитализм, нелинейность, потребление, психоанализ, системный подход, фрейдомарксизм
Subscribe

  • «Выборы» как способ воспроизводства системы

    Речь пойдет не столько об «этих» выборах, сколько о бессмысленности всей этой выборной системы, по крайней мере в существующих условиях (капитализм,…

  • Послевыборное

    Много чего тут можно было бы ещё сказать, но главное я вижу вот в чём. Все эти так называемые выборы (и у нас, и практически в любой другой стране)…

  • выбор происходит не на "выборах"

    В условиях современного капитализма (независимо от страны) игра делается не на выборах, поэтому, на мой взгляд, и не имеет смысла придавать им…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments