al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
Об уровнях обучения. Примеры
al_ven

Уровни обучения — это, на мой взгляд, глубоко революционная (во всех смыслах этого термина) и прогрессивная концепция Грегори Бейтсона, о которой я уже не раз писал (развернуто здесь, а тут источник , про логические уровни обучения и коммуникации) в самых разных контекстах и давно уже хотел придумать наглядные примеры, ибо она довольно сложна для полного понимания. И вот, кажется, придумал. Изложением самой этой концепции я заниматься здесь не буду, все есть по ссылкам. Итак, примеры.

Предположим, вам предложили заняться футболом, который, скажем так, является сконструированной игрой по определённым правилам. Правила строгие но в их рамках вы можете выбрать где играть — в нападении, в защите и т. д. Вы можете также придерживаться какого-либо стиля игры, как на индивидуальном, так и командном уровне — комбинационного, силового, скоростного, мелкий или длинный пас, атакующий, оборонительный, выбор предпочтительных индивидуальных технических приемов и т. д. Тренировочный процесс также можно организовывать по-разному.
Это и есть уровень Обучения-2, второй уровень обучения, на котором происходит «корректирующее изменение в системе наборов альтернатив, из которых делается выбор». Все остается в рамках заданной ситуации, никаких новых вариантов, ничего нового не создаётся.
Далее представим, что ВСЯ ваша жизнь становится футболом, сводится к нему. Вы не можете выйти из этой игры. Но пример можно усложнять. Выйти вроде бы и можно, но… в другую игру с таким же предустановленным распорядком и правилами. Выйти можно в… хоккей, баскетбол… в крайнем случае в шахматы :)
Настоящий выход (он же вход))) возможен на третьем уровне обучения. Это будет выход-вход в поле, где возможно создание новых «правил» и новых «игр».

Другой пример. Все в детстве играли в самые разные игры, в которых тоже есть правила, роли и некие варианты наших реакций. Предположим, нас позвали поиграть в одну из таких игр, мы заигрались и… забыли, что когда-то начали играть в игру по искусственно созданным правилам, научились хорошо это делать и стали принимать эту игру за «естественный» («природный») и неизменный порядок вещей… научившись также думать, что ничего другого, никакой другой жизни за рамками этого «естественного порядка» и нет. Так «игра» стала жизнью.

Более простые примеры, которые я использовал раньше — это ложные альтернативы, типа «командуй либо подчиняйся», «либо ты победитель, либо проигравший», «либо ты манипулируешь другими, либо они тобой», ««съешь (конкурентов) или будешь съеденным» и т.д.

И я всецело за дальнейшее осмысление этих проблем, за критический анализ примеров и их усложнение.
Усложнение может быть и таким. Нам вроде бы и перестают нравится эти игры, что-то в них не то, да и надоедает и начинаешь вроде бы пытаться играть «по-другому» и «бороться» против правил, а все-равное остаешься в рамках замкнутого круга — это ситуация, когда борьба с проблемой становится ее частью (как и восприятие и осмысление проблемы).

Продолжение обязательно будет. Надо раскрывать тему третьего уровня. Тут, кстати, и про лемовскую автоэволюцию вспомнить будет не лишним...


Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account