al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
К. Исигуро и хмарь буржуазной культуры :)
al_ven
Речь о последнем романе Кадзуо Исигуро «Погребённый великан» (в 2017г. Исигуро получил Нобелевскую…). Мое впечатление - очень сильное разочарование, которое особенно сильно в сравнении с понравившимися мне его романами «Не отпускай меня», «Остаток дня» и «Безутешные». «Погребённый великан» показался мне просто катастрофически слабым с идейной (смысловой) стороны, с литературной тоже как-то не очень…
Когда этот шедевр закончился, первая моя мысль была буквально такова: «Только полный идиот мог такое написать, так «раскрыть» темы насилия, войн, вины, памяти, ответственности, мести и т.д.» Столько интереснейшей литературы есть по всем этим проблемам… да хотя бы книгу о когнитивном диссонансе «Ошибки, которые были допущены (но не мной)», где очень важные вещи написаны про «спираль насилия» (и еще о когнитивном диссонансе), можно вспомнить... И как увязать это с двумя его наиболее известные романами я до сих пор не знаю. Пересказывать «основное содержание» «Погребённого великана» я не буду, постараюсь написать кратко и по сути.
Ранее я не видел в мышлении и мировоззрении Исигуро каких-то резко чуждых и неприемлемых для меня «элементов», но сейчас мне стало очевидной буржуазность его мировоззрения, со всеми вытекающими. Что я имею ввиду.
Причины войн, насилия и жестокости психологизируются и только один (!) раз вскользь говорится о том, что войны выгодны для власти. Общественно-исторический подход, диалектика, системный подход, контекстуальное и комплексное мышление — все это, вероятно, неведомо для Исигуро. Это, конечно, его личное дело, но когда дело доходит до попыток осмысления сложнейших социальных и исторических процессов, результат интеллектуальной ограниченности бросается в глаза. Причем дело не доходит до даже уже далеко не новых прогрессивных психологических концепций.
Автор рисует весьма странную картину — либо мир, который обеспечивает наводящая амнезию хмарь, испускаемаядыханием драконихи, что позволяет хорошо забыть об ужасных военных преступлениях прошлого, либо память и ясное сознание, которое неизбежно приведет к желанию мстить, а значит к новому витку войн и насилия.
Но это же бред! Я даже лишний раз задумался о том, не упустил ли я каких-то скрытых смыслов или особо изощренных метафор, но так и не нашёл ничего такого) Задался вопросом — а может «Погребённого великана» лучше воспринимать просто как сюр (как «Безутешные»), а не как фэнтези-притчу, где бесполезно искать что-то там особо «глубокое», но… не похоже все это на махровый сюр… как мне кажется.
И тут ещё все эти не очень умные игры вокруг таких тем, вина, «коллективная вина» - тут очень много манипулятивного. Индуцирование чувства вины — один из эффективнейших приемов психологической манипуляции. Индуцирование чувства вины вместо понимания сути происходивших и происходящих исторических и социальных процессов, пронизанных сложнейшими противоречиями. Или понимания проблем человеческих отношений и коммуникации.
А сколько всего написано… Тут и Фромм с «Анатомией человеческой деструктивности», и марксизм… И про экономические причины войн, и про классовые… Из литературы мне одним из первых встретился Лем, который, например, в «Фиаско» так хорошо описал то, как в конфликте решающую роль начинает играть не «человеческая психология (индивидуальная»), а структура конфликта и отношений. Да и по конфликтологии сколько уже работ…
В общем у меня сложился такой образ — давно переехавший в буржуазную Англию Исгуро, насквозь пропитался ее духом, то есть подвергся действию хмари буржуазной культуры. И он оказался не из тех интеллектуалов, чьи интеллектуальные и критические способности только усилились в противостоянии с буржуазной хмарью (ну а такие, к счастью, пока есть).
И ещё Нобелевскую ему дали)) Нет, в сравнении с какой-нибудь Алексиевич))), Исигуро (и премия ему) выглядит более чем солидно, но… гораздо более достоин Нобелевской был Умберто Эко. Но и это неверная постановка вопроса. Помимо того, что все эти нобелевские есть порождение буржуазного общества культуры )а значит они несут в себе всю его ограниченность), сама идея давать премия ОДНОМУ «лучшему» писателю — просто глупа. Точнее не просто глупа, ибо она тоже несет в себе глупость буржуазной культуры… Если уж кого-то отмечать премиями, то уж лучше выделять группу (пусть даже большую) товарищей писателей и не назначать в ней «первого» (лучшего). На каком основании назначается «лучший писатель»? По количеству забитых голов, набранных очков, поднятого веса, нокаутов и нокдаунов и прочих количественных показателей, по размеру прибылей от продаж или лайков?
Давно пора оставить позади всю эту буржуазную хмарь! :)

Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account