?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
Об успешном, кассовом и коммерческом кино))
al_ven
На этот раз в патологоанатомической)) оказался «шедевр» «Мстители. Война бесконечности». Посмотрел я головокружительные)) цифры, свидетельствующие))) о зрительском о кассовом его успехе)), увидел количество положительных отзывов так называемых кинокритиков — и решил препарировать это))
Сказать что-либо новое о стандартизированном продукте, а также об индустрии производства стандартизированной продукции и стандартизированного его восприятия довольно непросто. Да и всё уже было сказано (до нас))). Мне тутпервым делом вспоминается концепция индустрии культуры Адорно и Хоркаймера, идеи Беньямина об искусстве в эпоху его технической воспроизводимости, ну и критическая теория Бодрийяра, а также, как обчно, левая критика.
Вообще, я конечно же не против развлекательного и зрелищного кино. Вопрос в том, какое место и какую роль оно начинает играть в обществе, какие в него вкладываются средства и интересам кого (чего) всё это служит («кому выгодно», «в чьих интересах»).
Такие фильмы, как «Мстители...» в советскую эпоху относили к условной категории «для детей среднего школьного возраста» (даже не старшего))), да и в этой категории было немало фильмов куда более интересных и содержательных.
Говорят, нельзя смотреть «Мстителей» с третьей части, надо посмотреть как минимум две первых, иначе будет мало что понятно. Но это не так. Там просто нечего понимать. Содержание, идеи, смыслы — это то, чего нет в «Мстителях...». Ибо продавать (смыслы) такое и получать бешеную прибыль невозможно.
Я увидел лишь картинку, зрелище, набор спецэффектов и каких-то примитивных образов; вместо истории — набор банальностей, штампов. На это и есть логика создания продукта с целью извлечения максимально возможной прибыли. Всё сделано исключительно с целью захвата внимания зрителя. Производители подобной продукции уверены в том, что сложность отпугнёт большую часть зрителей, прибыль, следовательно резко упадёт; причём о сложности здесь следует говорить не только в плане смысловом, но и образном — можно создавать сложные образы, сложный визуальный ряд, использовать многоуровневые метафоры (как это делали настоящие Художники от кинематографа), но что будет с прибылью?)))
А с другой стороны есть произведенная масса зрителей, которые, по разным причинам, боятся расширить границы своего мышления и восприятия, а также изменить что-то в своей жизни, но зато любят смотреть на сверхчеловеков легко преодолеваю законы гравитации и прочие физические фундаментальные законы.
Интерес взрослых к разного рода «супергероям» требует отдельного объяснения и тут могут быть разные интерпретации. В «Мстителях» обычные люди присутствуют лишь в качестве массы, массовки, фона. Всё (судьбы мира и Вселенной) решают существа со сверхспособностями и сверхвозможностями, то есть «сильные мира сего»; обычные люди в этом не участвуют никак, ни коллективно, ни через достижения науки (которая тут совершенно не нужна))), им остаётся быть лишь наблюдателями или жертвами — совсем как в реальном «демократическом» и «свободном» мире, где под завесой демагогии о демократии всё решает только большой Капитал. Возможно смутное понимание сути капиталистического мира и подпитывает интерес к теме «супергерорев»))
Другая интерпретация — психоаналитическая, возможно не без налёта вульгарности, но её можно усложнить. Не сомневаюсь, что Фрейд увидел был в подавляющем большинстве этих сверспособностях фаллический смысл, а за интересом к ним — фантазии о собственной сексуальной сверхсиле)), но эти фантазии являются в лучшем случае подростковыми…))) Но всё-таки вряд ли тут дело в неуверенности в себе именно в сексуальном смысле. Скорее тут сказывается неуверенность в другом плане — в экзистенциальном, перед лицом социальной системы и т. п.
Но в целом я вижу здесь регресс, регрессивные процессы. И не только в смысле «возврата в детство», здесь что-то ещё, просто как бы крен в сторону тотального упрощения всего и вся, уход (бегство) от сложности. Бодрийяр говорил о рекламе как предельном упрощении всех форм языка, а также о растворении в зрелищности, в знаках, лишённых всякого смысла. Здесь именно тот случай.
Зрелищность «Мстителей...» сочетается с полной пустотой. Во время просмотра этого фильма я прекрасно понимал, что интерес у меня вызывают только меняющиеся спецэффекты и яркая картинка, но такое я могу посмотреть, наверное, раз в полгода, и то ради научного интереса))) Что я ещё такого смотрел в последнее время ? «Безумный Макс» (Дорога ярости, 2015г.) года два назад, от которого в памяти не осталось почти ничего, кроме какой-то стены огня, взрывов и пр)))
Нет, мне совершенно не интересно смотреть на то, как недалёкие люди, которым просто нечего сказать и нечего выразить в творческом плане, симулируя игру воображения, расчётливо производят продукт (который я бы не назвал произведением искусства, и это даже уже не кино) ради извлечения максимальной прибыли. И это опять тот случай, когда уже невозможно понять, где искусство, где кинематограф, эстетика, а где бизнес, экономика, политика и т. д.
В моём понимании всё это также является ярким примером того, как стремление к прибыли (иначе говоря — логика Капитала) пожирает творчество, искусство, активное воображение и прочие человеческие устремления. Это очень непростая тема, о которой я уже раз писал (https://al-ven.livejournal.com/569344.html, и еще) Если, как считают ряд педагогов и психологов, даже простое положительное подкрепление подтачивает и убивает творческие порывы, то уж как действует сверхсильное подкрепление в виде сверхприбыли, нетрудно догадаться.
И во что результате превратился кинематограф (хотя это ещё далеко не предел, не дно), имея столь грандиозные выразительные средства, будучи ориентированным на основной вид восприятия — на зрительный.
После просмотра я сразу подумал, что даже та аудиокнига, которую я сейчас слушаю, мне неизмеримо (без преувеличения) более интересна, чем такие кинематографические мегапроекты. А слушаю я сейчас Грэга Игана «Город перестановок», цикл «Субъективная космология», очень твердая НФ, вместе с некоторыми социальными и экзистенциальными темами. Причём я бы отметил, что эта книга, в моём восприятии, тоже не шедевр и вряд ли она займёт место в списке моих любимых книг, но насколько мне интереснее история, придуманная Иганом, у меня просто нет слов. И я уже не говорю о сравнении с произведениями, хотя бы только из жанра фантастики, которые являются в моём понимании шедеврами. Не хочу сказать, что я идеализирую сферу литературы, там тоже хватает всякого, но, как мне кажется, творчеству и воображению на уцелеть гораздо легче.
После просмотра «Мстителей...» подумал — а было бы неплохо, если бы вся эта «Вселенная Marvell» рассыпалась бы в прах, как рассыпались в финале часть персонажей, но… в этом вряд ли есть смысл, ибо всё это и есть прах с самого начала...)))  И  больше всего мне вспоминаются тексты Бодрийяра о кино, и его ессе о "конце социального", о его имплозии. (и кго, кстати, очень интересно читать).