?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
этот "невидимый" Большой Капитал
al_ven
По моим наблюдениям, большой Капитал слишком часто ускользает не только от критики, но и от признания его большой роли (если не сказать - огромной) в жизни общества. Вот это социологическое исследование - о "вере в смутное будущее", а здесь выжимки по теме, или как вот здесь, когда говорят о зависти детей к доходам представителей власти, но не бизнесменам и миллиардерам, помимо всего прочего, говорит о том же самом, то есть о нежелании признавать даже просто роль бизнеса/Капитала в общественной жизни, причём даже в случаях, когда эта роль очевидна и лежит на поверхности, не говоря уж о критическом и даже радикальном отношении (слева). Складывается впечатление, что людям легче критиковать власть в смысле госаппарата, чиновников-взяточников, депутатов, министров, Президента и т.д. А вот сферу бизнеса, то есть Большого Капитала, бойкая (либеральная, либо просто идеологически размытая) критика часто обходит стороной, и когда его (Капитал) стараются как бы не замечать (или вытеснять смутное понимание этих проблем), это уже симптом. При этом я, разумеется, не имею ввиду позицию марксистов и левых в широком смысле; и об этой позицией — прятать голову в песок при встрече с Капиталом, я также говорю не как о повсеместной на 100%, но как о весьма распространенной.
И это очень важная проблема, которая требуется дальнейшего осмысления и понимания того, как ее преодолеть. Для левых понятно, что уход критики в строну (и подальше) от Капитала, означает полный тупик, мягко говоря.
Я уже давно стал замечать эти особенности, так сказать, ограниченно-критического мышления и наиболее интересным мне показалась интерпретация в духе фрейдомарксизма (при это я конечно же далёк от мысли, что эта интерпретация и исчерпывающая, и бесспорная).
В принципе, и без фрейдомарксизма можно понять, что именно в Капитале, во всём, что с ним связано, в большом бизнесе, в миллиардерах, в корпорациях и т. п., люди и видят настоящую власть. И боятся её. Другое дело как эту власть понимать на более глубоком уровне — как власть конкретных людей, обладающих не только огромными деньгами, ресурсами и связями, а также возможностями по их воспроизводству и умножения, либо как власть определённой системы социально-экономических отношений, с ее системой частной собственности на средства производства, либо понимать капитал как некую сверхсистему (в системе), как суперорганизм, либо всё рассматривать как воображаемые социальные установления (Касториадис) и т. д…
Но на простом, на бытовом, на повседневном уровне, «простой» человек может всё это понимать, будучи наёмным работником, через призму отношений с всевластным работодателем. Да в любых других ситуациях, при разных конфликтах, при столкновениях любых в интересов в самых разных сферах, чтобы кто не говорил о «современном демократическом обществе», все где-то внутри хорошо понимают его настоящую, а не лицемерную истину — «деньги решают всё». Понятно, что мы можем это оспорить с самых разных позиций, но во многом всё именно так и обстоит, а чтобы ситуацию изменить радикально, нужны известные усилия.
Что касается фрейдомарксизма, то, на мой взгляд, здесь возможны следующие интерпретации. Страх перед Капиталом — это ещё и страх перед всевластным Отцом. Я бы не хотел сводить одно к другому — объяснять социальные проблемы через проблемы бессознательного и детско-родительские, либо наоборот; вовсе нет. Здесь, скорее, одно усиливает другое через циклические взаимоотношения; было бы также неплохо вспомнить о рекурсивных петлях. Богатство и деньги уже давно стремились к выражению своей власти с помощью фаллических символов (я, естественно, говорю о языке психоанализа). Большие (фаллические) автомобили, небоскрёбы и пр. Охрана денег, которую нанимают с помощью денег, также пользуется тем, что является фаллическими символами — оружие, дубинки, водоиёты... Мне, кстати, давно уже пришла в голову и такая мысль — владение средствами производства имеет такой же смыл, иными словами это обладание фаллосами, которые забираются у всех остальных))) Вот она где власть капитализма!!!, мимо понимания которой прошёл сверхпроницательный (местами) дедушка Фрейд)))
Сейчас, а точнее уже давно, всё становится только хуже и сложнее. Власть денег не носит уже такого откровенно грубого фаллического характера. Власть становится всё более дисперсной, она как бы обволакивает, опутывает и поглощает. И здесь ужи будут ближе символы материнской власти, и вспоминать можно об архетипе Ужасной Матери, о шозофреногенной матери и пр. Сейчас власть, как правило, не давит сапогом, не расстреливает, но покупает, «убеждает», то есть манипулирует или «подталкивает», либо разубеждает, помещая в такую атмосферу, где не нужно ни мышление, н убеждения, окружает псевдозаботой, имеющей репрессивный характер, она также «учит» быть «счастливым» и «свободным»… Таким образом, страх перед Капиталом сплетается со страхами перед родительскими инстанциями, поэтому-то эти проблемы не так легко распутать; плюс, конечно же, я коснулся далеко не всех проблем.
Эти рассуждения можно было бы продолжать, но, наверное, мне удалось выразить основные идеи. Если только можно было бы сделать акцент и на том, что прятать голову в песок может быть и удобно, в определенном смысле...