?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
Ноам Хомский об "инстинкте сотрудничества"
al_ven

The Instinct for Cooperation. A Graphic Novel Conversation with Noam Chomsky. На английском более подробно здесь. А тут - фрагменты. "Графический романный разговор" с Хомским издан минувшим летом.
Из ФБ Ноама Хомского информация, хоть какая-то польза есть от этого фейсбука))
Перевода нет. В связи с этой темой,  не могу не вспомнить немецкого нейробиолога и психотерапевта Иоахима Бауэра и его книгу "Принцип человечности. Почему мы по своей природе склонны к кооперации", которую я много раз цитировал, например здесь и здесь.
А Хомского интересно было бы почитать, что он подразумевает по "инстиктами".
Проблема тут в том, что какая-бы у нас ни была нейробиологическая основа, человека можно научить чему угодно, вплоть до самого деструктивного и аутодеструктивного поведения, в том числе и крайне антибиологического, все решает социум, который просто конструирует человеков (ну... не просто, конечно, все это происходит, через противоречия и пр., но... происходит); кстати было и такое интервью с отечественным биологом В. Фридманом - "капитализм – максимально антибиологический строй".

И я даже не совсем корректный привел пример, с обучением деструктивности, когда все быстро может разрушиться. Чаще всего люди (и общества) обучаются жить в состоянии необязательных конфликтов и вражды, в состоянии патологии (это касается и всего социума, и "отдельно взятых" отношений, семей и пр.), невроза, в состоянии, радикально ограничивающим развитие... и это может продолжаться очень долго; да всему человека учат (и он сам учится) - и эгоизму, и агрессии, и "борьбе всех против всех" и т.д.. А если уж говорить о теории социального научения, то я не могу не вспомнить и о теории уровней обучения (Бейтсон), которая дает возможность как можно изменять и управлять процессом научения.

И я не хочу сказать, что отсылка к нашей биологической основе является бесполезной, вовсе нет. Это как раз тот случай, когда отсылка к прошлому опыту может помочь найти путь к будущему, к повторению прошлого опыта на новом витке диалектической спирали. Исторически сложившийся и временный социальный конструкт (существующая система) не должен восприниматься к единственная и неизменная "реальность"