?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
Ноаму Хомскому - 90!
al_ven
Сделал подборку для группы. Продублирую и здесь.
Всемирно известный политический публицист, известный своими радикально-левыми взглядами, профессор лингвистики, автор множества работ и создатель теории, оказавшей огромное влияние на развитие науки о языке во всём мире,. Труды Хомского оказали влияние также и на развитие современной психологии.
Хомский является одной из самых известных фигур левого крыла американской политики. Он характеризует себя в традициях анархизма (либертарного социализма), политической философии, которую он кратко объясняет как отрицание всех форм иерархии и их искоренение, если они не оправданы; особенно близок к анархо-синдикализму. Хомский является последовательным критиком правительств США и их политики.
На Википедии есть довольно обширная статья как о научной деятельности Хомского, так и о его политических взглядах.
Многие книги Хомского политического толка переведены на русский и их несложно найти в сети, среди них: "Прибыль на людях, "Классовая война", "Системы власти", "Создавая будущее: Оккупации, вторжения, имперское мышление и стабильность", "Как устроен мир", "Будет так, как скажем мы!", "Гегемония, или Борьба за выживание. Стремление США к мировому господству" и пр.
В них автор развенчивает известные мифы капитализма (например, о существовании свободного рынка), много пишет об истинном лице и взглядах властных элит и системах власти и манипуляции массами, а также проблемах социального неравенства, несправедливости, странах третьего мира и т.д.

В сети широко цитируется составленных Хомским список 10 способов манипулирования массами с помощью СМИ, он всегда первым появляется в поисковиках. Мы дадим ссылку на статью о

ПРОПАГАНДИСТСКОЙ МОДЕЛИ ХЕРМАНА-ХОМСКОГО, которая "отвечает на вопрос о механизмах создания во многом единого мнения у большинства жителей западных стран. Сильные медиаресурсы активно удерживаютдоминирующую картину мира, куда не особенно попадают альтернативные мнения. Правда, похожая ситуация сложилась и на постсоветском пространстве. Только если в случае США работают власть и корпорации, то в случае постсоветского пространства власть даже сильнее медиакорпораций. В любом случае доминирующая на данный момент элита может удерживать нужную картину мира, что в конечном счете облегчает ей осуществление социального управления".
https://psyfactor.org/lib/propaganda27.htm

И ещё из Ноама Хомского:
«Рынок — это радикальный эксперимент, который насилует основные человеческие потребности и способности. Вы можете видеть это в жестких сражениях, которые призваны навязать рыночные условия людям. В Соединенных Штатах, например, около одной шестой валового национального продукта, более триллиона долларов ежегодно, отводятся на нужды маркетинга. Маркетинг — это манипуляция и обман. Он пытается превратить людей в то, чем они не являются — в индивидов, которые лишь фокусируются на себе, увеличивая потребление, в котором не нуждаются.
…Вопрос: Как Вы видите соотношение между работой и свободным временем в более освобожденном обществе?
Ноам Хомски: Опросы в США, Германии и других странах показали, что люди ценят свободное время более чем материальные вещи. Поэтому главенствующая пропаганда пытается представить все наоборот. Причина, по которой на нужды маркетинга в США ежегодно расходуется триллион долларов, состоит в том, чтобы попытаться подорвать нашу естественную склонность желать свободное, освобожденное время».

Н. Хомски «Прибыль на людях»: «проблема власть имущих заключается в том, что им трудно внушить народу доктрину, согласно которой богатые должны грабить бедных. Эта проблема пропаганды не решена до сих пор.
…Теперь взглянем на доктрины, хитроумно изготовленные ради насаждения современных форм политической демократии. Они с большой точностью изложены в важном учебнике по PR-индустрии, написанном одной из его ведущих фигур, Эдуардом Бернайсом. Он начинает с замечания о том, что «сознательная и разумная манипуляция организованными привычками и мнениями масс является важным элементом демократического общества». Ради выполнения этой основополагающей задачи «разумные меньшинства должны использовать пропаганду непрестанно и систематически», потому что только они «понимают ментальные процессы и социальные модели в массах» и могут «дергать за веревочки, управляющие общественным мнением». Потому-то наше «общество и согласилось с тем, что его руководство и пропаганда организовали свободную конкуренцию», — другой случай «согласия без согласия». Пропаганда снабжает руководство механизмом «формирования мнения масс», чтобы «массы применили свою вновь обретенную силу в желательном направлении». Руководство «может муштровать каждый элемент общественного мнения подобно тому, как армия муштрует тела своих солдат». Такой процесс «изготовления согласия» является самой «сутью демократического процесса», — писал Бернайс незадолго до того, как в 1949 году был награжден за свои работы Американской Психологической Ассоциацией.

Важность «контроля над общественным мнением» признавалась с растущей отчетливостью по мере того, как народным движениям удавалось расширять процесс демократизации, тем самым породив то, что либеральные элиты называют «кризисом демократии»: население, обыкновенно пассивное и апатичное, становится организованным и стремится выйти на политическую арену, чтобы реализовать собственные интересы и требования, угрожая тем самым стабильности и порядку. Как объяснил проблему Бернайс, «всеобщее избирательное право и школьное обучение… в конце концов, привело к тому, что простого народа стала страшиться даже буржуазия. Ибо массы обещали сделаться королем», но была надежда, что эту тенденцию удастся повернуть вспять — по мере того, как изобретались и внедрялись новые методы «формирования мнения масс».

Хороший либерал эпохи Нового Курса, Бернайс получил свою квалификацию в Комитете Вудро Вильсона по публичной информации, первом американском агентстве по государственной пропаганде. «Потрясающий успех пропаганды в годы войны открыл глаза разумному меньшинству во всех жизненных сферах на возможности манипуляции общественным мнением», — писал Бернайс в своем PR-учебнике под названием «Пропаганда»
...
В своей «Энциклопедии социальных наук» Гарольд Лассуэлл, один из основоположников современной политологии, предупреждал, что разумное меньшинство должно «распознавать невежество и идиотизм масс» и не поддаваться «демократическому догматизму, согласно которому простые люди — наилучшие судьи собственных интересов». Не они наилучшие судьи, а мы. Массы следует контролировать ради их же блага, и в наиболее демократических обществах, где сила не применяется, социальным менеджерам придется обратиться к «совершенно новому методу контроля, в значительной степени — с помощью пропаганды»..
https://redpsychology.wordpress.com/2013/11/29/н-хомс..

Видео: Док. фильм - Ноам Хомский: Реквием по американской мечте / Requiem for the American Dream (2015)
https://vk.com/video-25928095_456239092

"Силы бизнеса стали влиятельнее и агрессивнее, однако сталкиваются с гораздо менее организованным сопротивлением со стороны общества, чем прежде. Свободный рынок все так же стремится упрочить свои позиции всюду, где только представляется подобная возможность.

Концентрация власти и богатства не имеет исторического прецедента, «особенно учитывая заоблачные расходы на предвыборные кампании, — замечает Хомский, — что вынуждает политические партии продаваться крупным корпорациям». Вновь обретенная власть конвертируется в законы, задача которых создать максимально благоприятные условия для развития свободного рынка, а значит — увеличить концентрацию богатства.
Этот «порочный круг, в котором мы движемся», не смог бы так долго продержаться без качественной пропаганды. Размышляя о ее роли в поддержании легитимности политической власти, Наом Хомский позволил себе привести цитату Джона Дьюи, крупнейшего философа XX века:
«Демократия практически лишена содержания, если жизнью страны управляет большой бизнес, контролирующий средства производства, обмен, рекламное дело, транспорт и связь, подчинивший себе прессу, журналистов, различные средства рекламы».

Крупнейшие теоретики и практики PR технологий, среди которых были Эдвард Бернейс, Уолтер Липпман, Гарольд Лассуэлл, старательно конструировали бренд США как «самой свободной страны в мире». Известный социолог Франклин Генри Гиддингс даже предложил специальное понятие «согласие без согласия», согласно которому населению в политическом процессе должна отводиться незатейливая роль потребителя и зрителя.

Не остается никаких сомнений — мир порабощен неолиберализмом. В самом широком смысле он представляет собой доминирующую социально-философскую парадигму устройства международных отношений, в узком — политическую и экономическую модель организации повседневной жизни большинства современных обществ.

Последние два-три десятилетия всецело прошли под знаком политики свободного рынка, результат которой на лицо:
идеологические границы между правыми и левыми политическими силами стерты, рост бедности и неравенства фактически стал необратимым, социальные программы сворачиваются, крупный бизнес не подчиняется законам рынка, состояние окружающей среды катастрофически ухудшается, а экономическая система не выходит из зоны турбулентности.

Мир стал непредсказуемым. Повседневная жизнь пронизана рисками и страхами. Социальные гарантии — пустой звук. Доступность медицины и качество образования падают. Реальные доходы большинства населения в состоянии застоя или снижаются. Движение профсоюзов практически замерло. Вот почему, согласно Хомскому, американское общество лишено социальной и классовой мобильности. И вот почему некогда сплотившего нацию «чувства настоящей надежды» больше нет. Или есть?"
https://syg.ma/@polina-borisova/riekviiem-po-amierika..