?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
Об «ужасах» в литературе и кино
al_ven
В основном - о литературе. Будет сравнение описания ужасов реальных и «ужасных» (фэнтезийных и пр.). Большим поклонником этого жанра (ужасов) я никогда не был, но и «антипоклонником» тоже. Осторожный интерес к этому жанру всегда был, как-никак он представляет неплохой материал для разного рода психоаналитических (и прочих) интерпретаций. За последнее время в формате аудиокниг кое-что из этого жанра я прослушал и вот что я хочу сказать по поводу «ужасов», сопоставляя их с другими жанрами и моим понимание социальных и психологических проблем.
Не имею цели обесценивать этот жанр, но все-таки, на мой взгляд, одна из его основных функций — сбежать от по-настоящему ужасных проблем. А уж если производство подобных фантазий и произведений постановлено на поток и, более того, служит цели получения прибыли...
Нет, конечно с самых давних пор человеческая фантазия и воображение били ключом, и люди создали столько всяких историй и мифов, в том числе и весьма «страшных»)))… Это все понятно. Тут я бы вспомнил психоанализ, а вмести с ним юнгианство и постюнгианство и пр. - истории (литературные, кинематографические) и мифы можно понимать как «сновидения» культуры и умная работа с ними можем иметь очень большую роль и для лучшего понимания самых разных проблем, и для самопознания, и для «тренировки» активного воображения.
Но одно дело — такая вот творческая работа, а совсем другое — полностью погрузиться в сновидения… Понятное дело, что современная масскультура (и индустрия культуры) именно к этому и подталкивает — один сон сменяет другой, и так без конца.
И я вовсе никогда не выступал за один только реализм, научная фантастика всегда была одним из моих любимых жанров, да и интерес к глубинной психологии не может не подпитывать интереса к разного рода фантазиям.
Но вот с чем с сравниваю жанр ужасов. Филипп Маейер «Американская ржавчина» - описания нищеты и отчаяния, связанного с безвыходностью социальной ситуации. Довольно тяжелое, мрачное, но высокохудожественное произведение. Эмиль Золя «Добыча» и прочее из цикла Ругон-Маккары — страх нищеты проходит там красной нитью, а также страх просто потери статуса и т. д., но именно на страхе нищеты у него там акцент. А это пострашнее всех этих приведений, вампиров, ходячих-живых мертвецов и прочих чудищ.
Страх нищеты — надо же понимать его психологический смысл. Это страх быть отверженным, страх перед непоследовательностью и парадоксальностью (в даблбайндовом смысле) отношений. Социум как Родители, которые то приближают и выражают некую заботу, то отталкивают и демонстрируют безразличие и холодность, даже если выкинут тебя на свалку, на обочину, скажут — сам виноват. И тут конечно не только через теорию даблбайнда все это надо анализировать, но не об этом сейчас речь.
Вернемся к литературе. Вспомним короля жанра ужасов Стивена Кинга. Действительно Мастер, но… не моё. Однако вот на что я обращаю внимание в его произведениях — он тоже порой описывает либо нищету, либо что-то не намного лучше, но это у него часто тонет в описаниях всяких ужасов, а вот описание случаев семейного насилия — вот это самые жуткие (в моем восприятии) места в его книгах. Например, в «Сиянии» для меня самая жуткая сцена — это как раз случай семейного насилия в семье маленького Джека Торренса, когда его отец начал зверски избивать свою жену при детях. Это очень жуткая сцена и я думаю, что Кинг делает благое дело — такие описания могут заставить задуматься тех, кто потенциально склонен к насилию. Кинг также часто повторяет сюжет насилия более сильных на теми, кто слабее, в том числе и среди детей, и описывает он все это так, что мы видим яркие антипримеры, подражать которым вряд ли захочется — тут я бы пожал ему руку. Насилия по-прежнему в социуме слишком много…

В целом для меня важен не столько жанр, сколько… как бы это сказать, качество (неподходящий термин, но не знаю как это передать). Хороший, богатый литературный язык, хорошо и интересно рассказанная история, интересные мне темы, близкие идеи, но, как я писал совсем недавно, книга для меня всегда нечто большее, чем сумма элементов ее составляющих.
В жанре ужасов просто форма часто начинает слишком уж преобладать над содержанием, да и над всем остальным. Но такая же история и в фантастике, например.
Отдельная тема — как в литературе продолжают циркулировать разные мифы и заблуждения, совсем небезвредные. Например, представление о «Зле» как о некоей сущности, которая существует вне истории, вне времени и вне всякого контекста. Особенно о «Зле внутри человека». Вот это действительно ужасная картина того, какой ужасный вклад писатели в воспроизводство вредоносных заблуждений и просто глупости. И тут жанры ужасов, фэнтези и фантастика среди первых…

P.S. Вспомнилось. Как-то давно написал в ЖЖ об очень неплохом американском сериале «Карнавал» (2003г.) - там как раз показана нищета и американская глубинка 30-х, на фоне пыльных бурь, а также столкновение Бога и Дьявола через души людей, ну и разные мистические вещи, конечно же. И вот как я тогда его прочитал: когда ты находишься в крайне жесткой социальной ситуации, на грани нищеты и борьбы за существование, и если ты не начинаешь мыслить и действовать в направлении радикального изменения этих социально-экономических условий, то не удивительно, что у тебя появляются защитные фантазии о том, что твоя ничтожная и жалкая жизнь является ареной борьбы сил Добра и Зла, так хоть какой-то смысл в жизни можно увидеть, пусть и в форме такой фантазии. Правда все это неизбежно будет служить тому социально-порядку, от которого страдаешь и ты, и миллионы других.