?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
парадоксальность стремления к зрелищам
al_ven
Прогнозы мои на политическое и экономическое будущее становятся все более пессимистическими , несмотря на мою приверженность сложной оптимистическо-пессимистической установке, поэтому…

Из «Фатальных стратегий» Бодрийяра:
«Как сказал Ривароль: «Народ на самом деле и не хотел революции, он желал лишь ее зрелища». Есть ли что-то более коварное, чем это? Более имморальное (особенно когда речь
идет о революции! — но не волнуйтесь: когда народ, как кажется, хочет порядка, то не желает ли он так-­же лишь его зрелища?)»

На мой взгляд, это одна из неудачных книг Бодрийяра. Местами есть интересные ходы мысли (как цитируемая), местами есть за что зацепиться, но в целом… Слишком много обобщений и сомнительных допущений… Ну да ладно, попробую зацепиться))
Речь-то опять о даблбайнде идет! А точнее — о куда более сложных и глубоких проблем социального. Перевод всего в зрелище — это что-то вроде защитной реакции, только еще сложнее (один из ходов в сложной нелинейной системе взаимоотношений).
В общем, я понимаю суть ситуации примерно так, не претендуя на истинный и окончательный анализ, разумеется.
Отношения между власть имущими (Большой Капитал и госвласть) и всеми остальными (нардом) строилось ВСЕГДА на принуждении, подавлении, манипуляциях, фальши и лицемерии, обмане, эксплуатации, насилии и т. д. Можно сколько угодно пытаться применить парадигму нелинейности, но сути это не изменит, хотя и внесет весьма важные коррективы. Важно также понимать, что все реакции определяются установившейся структурой (системой) взаимоотношений, правилами социальной игры, то есть, условно говоря, первичны отношения, а не «индивидуальная психология» и реакции. Народ начинает и подыгрывать, в определенном смысле, и сопротивляться (чаще всего бессознательно, не рационально, могут быть и парадоксальные ответы — типичные реакции в ситуации даблбайнда были давно уже описаны).
Иными словами, превращение всего в зрелища — это нечто вроде «фиги в кармане». Рамки, контекст взаимоотношений власть-народ таковы — взаимное недоверие, манипуляции, обман, насилие и подавление — это уже со стороны власти. Фокус в том, что обман, лицемерие и манипуляции стал чем-то вроде воздуха, а призывы к революции, которые идут не от власти, воспринимаются как-бы от потенциально новой власти, то есть от новых Родителей, если немного использовать психологию и психотерапевтические теории. И все это также очень похоже на попадание в патовую ситуацию, которую авторы «Прагматики человеческой коммуникации» назвали «Бесконечной игрой»,  (по ссылке очень полезный отрывок из книги) выйти из которой крайне непросто, хотя и можно. Можно, конечно, поразмышлять о том, какова была реакция народа, если бы его стали призывать «Обращайте все в зрелища, все более зрелищные, развлекайтесь и развлекайтесь!», но… картина такого парадоксального предписания возможно лишь в фантастике.
Можно также задаться вопрос — а какой смысл в таких теоретических интерпретациях, которые на первый взгляд не описывают путей решения проблем? Пути есть, а кроме того мы выходим за рамки упрощенных и ошибочных объяснений — типа «народ желает власти, желает подчиняться, он и фашизма тоже желал».
Другой путь — понять сложную, тонкую и многоуровневую систему коммуникации (взаимоотношений), а также то, что происходит при этом на уровне индивидуальной психологии. Подчинение и сопротивление парадоксальным образом не противостоят друг другу, они сменяют друг друга, сливаются… Со стороны власти — прибегать к насилию уже не «модно», это устарело, даже честно о манипулятивном характере отношений говорить не очень приятно — когнитивный диссонанс работает, ибо сейчас всякая власть, включая Большой Капитал хочет соответствовать образу «гуманной и хорошей власти», которая якобы действует в интересах народа. Поэтому тут включаются механизмы самообмана и самооправдания. Ну и далее полшага до внутренней расщепленности и т. д.
И все включается, втягивается с существующие паттерны взаимоотношений. Даже если если народ «сопротивляется» через любовь к зрелищам, ускользая и от того, к чему власть пытается его заботливо «подтолкнуть», все подобные реакции работают на это сансарическое колесо, ибо они не предполагают мышления и восприятия, а значит и поступков, которые выходили бы за установленные за установленные системой рамки.

А вот цитата из «Симулякров и симуляций» Бодрийяра, которая нравится мне больше:
"Мы находимся один на один с этой системой в раздвоенном и неразрешимом положении "двойной связи" - точно так, как дети один на один с требованиями взрослого мира. От них требуют одновременно становиться самостоятельными, ответственными, свободными и сознательными субъектами и быть покорными, инертными, послушными, что соответствует объекту. Ребенок сопротивляется по всем направлениям и на противоречивые требования также отвечает двойной стратегией. Требованию быть объектом он противопоставляет все возможные варианты неповиновения, бунта, эмансипации, словом, самые настоящие претензии субъекта. Требованию быть субъектом он так же упорно и эффективно противопоставляет сопротивление, присущее объекту, то есть совсем противоположное: инфантилизм, гиперконформизм, полную зависимость, пассивность, идиотизм. Ни одна из двух стратегий не имеет большей объективной ценности, чем другая"
СИМУЛЯКРЫ И СИМУЛЯЦИЯ. ИМПЛОЗИЯ СМЫСЛА В СРЕДСТВАХ ИНФОРМАЦИИ

Или вот
Касториадис -
"Кризис состоит в том, что социальная организация может осуществить поставленные перед собой цели, лишь используя чуждые ей средства, порождая требования, которые она не в состоянии осуществить, предлагая критерии, применить которые у нее нет возможности, и нормы, которые она обязана преступать.
Существующая общественная система требует от людей - как трудящихся и как граждан - оставаться пассивными и ограничиться исполнением навязанных им задач. Когда она осознает, что эта пассивность убивает ее подобно раку, она начинает побуждать к инициативе и соучастию, но тут же обнаруживается, что она может добиваться этого, лишь поставив под вопрос саму сущность существующего порядка. Эта система вынуждена жить в двух реальностях, разделять официальное и реальное, непримиримо противостоящие друг другу".