?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
Американская мечта, ржавчина, пустыня (книги)
al_ven
Речь пойдет о книгах: «Американская ржавчина» Филиппа Мейера, «Американская мечта» Нормана Мейлера и «Американская пустыня» Персиваля Эверетта. Книги очень разные, но все так или иначе связаны с темой мечты, неважно — американской или какой-то еще.
Книга «Американская мечта» оставила просто ужасное впечатление, поэтому о ней в последнюю очередь.
«Американская ржавчина» - мрачная и тяжелая книга о простых американцах, не сумевшим стать «богатыми и успешными», книга об изнанке этой глупой американской мифологии об успехе («каждый сможет стать миллионером»). Провинциальный городок, опустошенный развалом крупных заводов, выкинутые на обочину десятки тысяч опытных рабочих (чего стоит образ бывшего сталевара, работающего упаковщиком на кассе в супермаркете) бедность, отчаяние и безысходность — картина безумно походит на российскую действительность, у нас нет только трейлерпарков. В книге очень много острой социальной критики, близкой к левой, по крайней мере на первый взгляд, но это не единственное ее достоинство. «Американская ржавчина» - это еще просто хорошая литература, гдезатрагивается много других человеческих,межличностных, социальных и экзистенциальных проблем; в конце звучат относительно оптимистические нотки — даже в очень деструктивных социально-экономических условиях самые обычные люди могут нащупывать конструктивные пути, пусть даже просто в смысле личного (морального) выбора. Стоит также сказать и об авторе. Работал в швейцарском банке UBS, прошел обучение в Лондоне и Цюрихе, получил место трейдера по деривативам. Работа, "уничтожающая душу" дала возможность расплатиться с долгами. Уволившись из банка, устроился работать санитаром на скорую. Потом — литература. «Американская ржавчина» его первый роман и он был «обласкан критиками» Подробнее на livelib.
Но вот какое дело. Абстрагировавшись от собственного восприятия этого романа, начинаешь задумываться о том, насколько он является частью той культуры и системы, на которую он обрушивается с критикой. Безусловно, нет ничего хорошего в замалчивании проблем бедности, социального неравенства и несправедливости, но самое острое и яркое живописание этих проблем легко может стать и становится частью системы, не меняя ровным счетом ничего (но это ложная альтернатива, марксисты знают выход из нее — просто критика, но революционная смена всей капиталистической системы).
И тут самое время вспомнить З. Баумана и отрывок из его книги «Индивидуализированное общество», который я назвал «Для чего нужна бедность»
«...наличие большой армии бедняков и широко известная бедственность их положения являются для существующего порядка важ­нейшим и, возможно, даже решающим, уравновешивающим фактором. Его значение заключается в смягчении восприятия условий жизни потребителя, пребывающего в вечной неопределенности, условий которые в иной ситуации выглядели бы отталкивающими и отвратительными. Чем безысходней в их восприятии нужда и бесчеловечность существования бедняков, живущих в других странах или на соседней улице, тем лучше они играют свою роль в той драме, сценария которой они не писали и на которую не проходили проб.
С давних времен людей вынуждают мириться с судьбой, какой бы суровой она ни была, для чего им демонстрируют красочные картинки ада, готового поглотить всякого бунтовщика. Подобно атрибутам того света, предназначенным для этих целей, преисподняя перенесена сегодня на землю, прочно укоренена в мирскую жизнь и представлена в виде, готовом для мгновенного употребления. Нынешние бедняки – это коллективный «другой» перепуганных потребителей; они теперь олицетворяют ад, причем гораздо более осязаемо и убедительно, чем это показано в книге Сартра «За закрытой дверью… Один только вид бедных держит обеспеченных в состоянии страха и покорности...»
Более полный отрывок здесь
https://vk.com/@redpsychology-z-bauman-dlya-chego-nuzhna-bednost
Поэтому, к сожалению, все попытки рассказать о бедственном положении значительной части общества, если при этом не ставится вопрос о революционных или радикальных преобразованиях всего общества, скорее всего будут в конечном счете выполнять именно такую функцию, которую раскрыл Бауман.
И если говорить о революционных идеях, то вот с этим у автора «Американской ржавчины» не очень, и напрямую именно капитализм он не критикует.
Хотя, конечно же, все решает восприятие в каждом конкретном случае и решающее значение имеет контекст.

«Американская пустыня» Персиваля Эверетта — превосходная и очень интересная сатира, гротеск, фантасмагория. Можно сказать, что объектом сатиры в романе является мелкий и эгоистический мирок среднего обывателя, мелкобуржуазный мирок, но записывать в категорию «социальная критика» я бы его не решился. Роман слишком оригинален и изящен, да и просто там действительно очень много смешного, но при этом не поверхностного. С экранизацией романа, полагаю, хорошо справился бы Кустурица, именно он смог бы перенести дух этой фантасмагории на кинопленку. Главный герой в самом начале погибает в автокатастрофе, ему аккуратно срезало голову (в остальном же практически не пострадал))), которую не очень аккуратно пришили для похорон, во время которых он неожиданно оживает и встает из гроба, ну и тут началось…)) Автор, кстати сказать, делает шах и мат популярным идиотским клише о кровожадных «восставших (или ходячих) мертвецах». Герой романа не делает и не собирается делать никому ничего плохого, несмотря на свой жутковатый вид. Чтобы стать порядочным человеком и начать задумываться о действительно важных вещах в этом безумном безумном мире надо потерять голову в самом радикальном смысле — так я увидел один из метафорических смыслов романа. С героем происходят весьма удивительные метаморфозы, он, например, начинает видеть контекст довольно неблаговидных поступков тех, кто встречается ему по ходу сюжета, и выясняется, что это растерянные, слабые и одинокие люди, которые могут справится с проблемами настоящего или тянущимися с далекого детства. А потом наш герой совершает поступок, который он сам вовсе не считает геройским, но за который его (СМИ и ТВ) пытаются объявить героем и устроить шоу, на что отвечает… как простой порядочный человек. В общем, это действительно очень необычный и совсем не поверхностный роман (автор судя по всему не прост, другой его переведенный роман, по отзывам, очень сложен), который наверняка останется в памяти, причем в самом положительном смысле. Пересказывать его более подробно просто бессмысленно.

«Американская мечта» Нормана Мейлера оставила просто отвратительное впечатление. И это несмотря на темы и репутацию автора. Я слушал аудиокнигу, после примерно двухчасового нарастания негативного отношения к ней — бросил, но потом почитав более подробно об авторе, решил дослушать до конца — кошмар какой-то))) Мейлер, значит, изучал «Капитал», труды Фрейда и был «за социализм»… Ну, не знаю, не знаю… В его «Американской мечте» я увидел такое количество серьезных психологических и отношенческих проблем автора, которые при этом маскируются под своего рода «экзистенциальные» поиски, что у меня есть большие сомнения, сможет ли такая психика разобраться в социальном устройстве, а главное — нужен ли такой психике более здоровый социум и здоровые отношения. Вряд ли. Я уже не говоря о потоках цинизма, желчи и довольно примитивных попыток эпатировать читателя. Короче говоря, уже одной «Американской мечты» мне хватило, чтобы отправить этого писателя (в смысле его книги)) на мою личную свалку. А перед «Мечтой» я попытался послушать «Крутые парни не танцуют» - меня хватило минут на двадцать.
В общем, это творчество хорошая иллюстрация к теории просвещенного цинизма Слотердайка, а также хороший пример критики проблем, которая становится частью (даже активной частью!) того, на что она «обрушивается».