?

Log in

No account? Create an account

al_ven


твои следы и есть твоя дорога

от фрагмента к фрагменту


Previous Entry Share Next Entry
«Зеленая книга», хороший фильм
al_ven
Мне понравился этот фильм, хотя и не без «но...»)), даже весьма существенных. «Зеленая книга», на мой взгляд, гораздо сильнее и «Богемской рапсодии», и прочих голливудских фильмов последних лет (из тех, что я видел). Это очень хорошая история, которую даже совсем не обязательно воспринимать через призму проблемы расизма. Это история о человечности и человеческих отношениях, о способности сломать ограничивающую рамку предрассудков и стереотипов и начать строить отношения, основанные на взаимном понимании, поддержке, уважении и эмпатии. И, кроме того, это очень хорошо рассказанная (снятая) история. Хотя, конечно, тема расизма, взятая в качестве основной, давно уже не вызывает у меня хороших ожиданий. Уже очень (слишком?) было снято хороших фильмов на ту тему, мне с ходу вспоминаются «Душной южной ночью», «Миссисипи в огне», «Рэгтайм», «1+1»… из которых мне наиболее близки фильмы Паркера и Формана, в том числе и стилистически, и «Зеленая книга» им все-таки существенно проигрывает, в моем восприятии, зато выигрывает по отношению к большинству последних голливудских фильмов (если ни ко всем). И что касается меня, то я проблему расизма довольно неплохо понимаю, и с экономической, и с социальной, и с психологической, и с психоаналитической точки зрения.
Не умаляя достоинств «Зеленой книги», не могу не сказать, что столь частое обращение к теме расизма все-таки производит не очень хорошее впечатление. В том смысле, что одной проблемой хотят заговорить другие. «Будем поднимать любые проблемы, только, боже упаси, не классовые, только не проблемы капитализма!», как они понимаются в марксизме и прочими левыми мыслителями — такова, видимо, негласная установка «фабрики грез». И их можно понять)), они боятся)) Как боятся те, кто имеет возможность выделять все эти невероятные суммы на создание в общем-то развлекательного продукта.
Да и ту же проблему расизма вполне можно было бы проработать гораздо более глубоко и интересно, чего, кстати сказать, не было и в моих любимых фильмах.
Вот, например, мнение Валлерстайна:
«Расизм являлся идеологическим оправданием иерархизации рабочей силы и крайне неравного распределения её вознаграждения. Под расизмом мы понимаем набор (set) идеологических положений в комбинации с постоянным комплексом социальных практик, результатом которых было сохранение сильной взаимосвязи между этничностью и размещением рабочей силы во времени. Идеологические положения существовали в виде утверждений, согласно которым генетические и/или долгосрочные особенности «культуры» различных групп — это основная причина различного положения этих групп в экономических структурах. Тем не менее представление о том, что некоторые группы по каким-то признакам были «выше» других в их способности к той или иной экономической деятельности, всегда возникало после, а не до включения этих групп в рабочую силу. Расизм всегда приходил post hoc.Утверждалось, что политически и экономически угнетённые являются культурно «низшими». Однако если по какой-либо причине их место в экономической иерархии менялось, то, как правило, изменялось и место в социальной иерархии (конечно, с некоторым запозданием, поскольку устранение результатов предыдущей социализации всегда занимало время — жизнь одного-двух поколений).

Расизм выступал в качестве всеохватывающей идеологии, оправдывающей неравенство. Однако он представлял собой и нечто большее. Он был средством социализации различных групп для выполнения их роли в экономике. Внушаемые взгляды и отношения (предрассудки, явно дискриминационое поведение в повседневной жизни) определяли рамки дозволенного и законного поведения для самого человека и для других людей в домашнем хозяйстве и этнической группе. Расизм, как и сексизм, функционировал как самосдерживающая, самоограничивающая идеология, порождая ожидания и в то же время ограничивая их.
Расизм носил конечно же не только самоограничивающий, но и угнетательский характер. Он служил средством удержания низкостатусных групп в определённых социальных границах и использования среднестатусных групп в качестве неоплачиваемых солдат мировой полицейской системы. Таким образом не только существенно сокращались финансовые издержки политических структур, но и затруднялась возможность антисистемных движений мобилизовывать широкие массы (populations), так как расизм структурно противопоставлял одни жертвы системы другим.
Феномен расизма далеко не прост.

расизм был культурным столпом исторического капитализма. Его интеллектуальная пустота не помешала ему творить ужасные жестокости. Тем не менее, несмотря на рост мировых антисистемных движений за последние 50—100 лет, он лишь сравнительно недавно стал объектом резкой критики. Действительно, сегодня расизм в его грубых вариантах подвергается некоторой делегитимации на мировом уровне. Однако он — не единственный идеологический столп исторического капитализма...»
 И.Валлерстайн «Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация», более полный отрывок здесь.

Анализ Валлерстайна в определенных точках пересекается с тем, что пишут о механизмах самооправдания социальные психологи, разрабатывавшие теорию когнитивного диссонанса (о спирали насилия — здесь или здесь, более развернуто). Кратко говоря, вначале идет действие — эксплуатация, обман, подавление, насилие и пр., а затем — оправдание и самооправдание, подтягивание удобной «философии».
Еще Томас Сас очень хорошо писал о расизме в «Мифе душевной болезни». С точки зрения различных направлений психоанализа открывается очень полезный взгляд на расизм и прочие подобные проблемы… но в кино этого почти (или совсем) не увидишь))) Но это я ни к тому, чтобы обесценивать кинематограф, вовсе нет. Просто не нужно преувеличивать и его критический потенциал))