al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

И еще раз об «обществе потребления»

Увидев публикацию по теме «Феноменология общества потребления» и список литературы, решил тоже вернуться к этой теме. О потреблении и рекламе ч.1 (Подборка цитат от А. Горца, Р. Курца, Ж. Бодрийяра, Э. Фромма, Н. Кляйн, З. Баумана, В Мазина…).
Для меня в этой теме самым интересным является, пожалуй, понимание того, что «потребление» - это вовсе не то, чем кажется))) То есть это просто кажется, что существует человек-потребитель со своими потребности, который встречается (в рамках рынка) с неким товаром, удовлетворяющим эти потребности — такая картина является иллюзией, порожденной социальной системой «в целях» своего собственного воспроизводства. И все весьма подробно уже давно разложено «по полочкам». Я конечно понимаю, что это, скажем так, просто одна из точек зрения, но… я с ней согласен. И лучше прочих это поле пропахал, на мой взгляд, Жан Бодрийяр (хоть я и не во всем с ним согласен, и очень даже могу добавить кое-что от себя).
Лишний раз на эти темы поговорить имеет смысл потому, что иллюзия «потребления» является одной из главных иллюзий (это одновременно и обман, и самообман), обеспечивающих гомеостаз и воспроизводство капитализма. Людям кажется, что именно существующая система способна удовлетворить «их» «исконные» потребности и желания, а о том, чем на самом деле являются эти «потребности» и «желания» - лучше не задумываться (ну это как обычно, как и том, что такое «человек» и т. д.).
Тема очень сложная, по ссылке — лишь небольшая часть из того, что надо было еще процитировать.
Из того, что можно было бы добавить. Есть определенное удобство и «выгода» в том, чтобы передать рынку (или родительской инстанции, стоящей за рынком) «право» на конструирование своих собственных потребностей, желаний и целей. «Удобство» есть также и в том, чтобы пытаться одновременно сохранять иллюзорную веру в собственную свободу выбора. Происходит это путем внутреннего расщепления. И далее всегда можно сказать — это они (силы рынка, акулы бизнеса и капитализма, акулы рекламы и маркетинга, политики и прочие) нас обманули, ввели в заблуждение, навязали нам ложные потребности, цели, ложный образ Я и мира и пр., а мы… То есть тут вспоминается игра, описанная Берном, «Если бы не ты...».
Короче говоря, надо бы (эту задачу я ставлю для себя) сформулировать теорию общества потребления с использованием, например, трансактного анализа, психоанализа (фрейдомарксизма), теории коммуникации (Бейтсон и теория семейной системной терапии), а также постструктурализма (обобщенно говоря)...
Tags: потребление, психология капитализма
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments