al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

О «Процессе» Ф. Кафки

Идея о децентрализованной и дисперсной власти, конечно же, гениальна и крайне важна. «Процесс» также можно, на мой взгляд, приводить как иллюстрацию (правда весьма непростую) того, что такое метакоммуникация и последствий безраздельного преобладания командного аспекта коммуникации. Все общение Йозефа с представителями анонимной власти есть пример смешения уровней коммуникации — он пытается искать ответ на содержательном уровне (за что меня обвиняют, кто обвиняет, каковы особенности «процесса»), в то время как вся вертится вокруг другого вопроса — кто здесь главный, вокруг характера отношений.

Творчество Кафки имеет многомерную ценность, большую ценность, но я бы не стал его переоценивать. И произведения Кафки, и саму его трагическую жизнь надо рассматриваться в контексте социальной среды (точнее во многих контекстах). Да, его абсурдные произведения есть реакция на абсурдный, внутренне противоречивый и патогенный контекст. С точки зрения психоанализа его жизнь и творчество рассматривалось многократно, однако имеет смысл сделать это и с точки зрения теорий коммуникации и даблблайнда.

То, как Кафка описывает механику власти все-таки очень сильно устарело. Да и в те времена это также было справедливолишь для, скажем так, одной из сторон власти. Тотальный прессинг, описываемый в «Процессе», представляет уже скорее музейный экспонат (хотя иногда может использоваться точечно, но и это скорее как-бы по инерции). Держать людей в таком страхе, запугивать, обвинять — это же мешает экономической эффективности…)))) Требования сейчас другие — быть экономически эффективным, конкурентноспособным, успешным, счастливым (надо и эмоции уметь продавать), «активным и инициативным» (действовать надо только по известным схемам и в определенных рамках, но эти термины все равно используются — даблбайнд же!)
Сейчас и прессинг, и страх — все это тоже есть, но сейчас все очень по-другому (вот оно как, да и там же много чего интересаного по теме инайти можно, вот про страх, да и тема "нового духу капитализма" тоже будет здесь уместна). Современная капиталистическая система вынуждает интериоризировать механизмы давления, принуждения и контроля. Да, есть страх безработицы с соответствующими последствиями, страх потери «статуса», страх перед падением доходов, перед нестабильностью рынка, для втянувшихся в систему кредитования — свои страхи, Даже страх перед начальством (работодателем, собственником) сводится скорее к финансовой стороне, но это все очень сильно отличается от мира кафкианского «Процесса». Отличается не в лучшую сторону, мы просто имеем дело с иной социально-экономической патологией.
Устрашение «простого маленького человека» с помощью угрозы взятых ниоткуда обвинений и наказания вплоть до смертной казни — это уже давно не служить экономической эффективности, это даже вредит ей. Угроза быть исключенным сейчас далеко не самая важная и распространенная стратегия социального контроля. Управление и контроль давно уже осуществляется главным образом через механизмы включения (в социальную группу, в социум), через процесс нормализации (Фуко и пр.). Не устрашение физическим насилием (наказанием), но — технологии социального научения, теория подталкивания и т. п., с помощью которых «учат» быть эффективным, успешным, богатым, счастливым, здоровым (жить по чужому сценарию, лелея фантазии о собственной свободе и автономности) - вот наши реалии. Социальный контроль и манипулятивность сейчас просто тотальны, но скрыты и имеют весьма изощренные формы.
Другое дело, что «Процесс» можно понимать и интерпретировать очень по-разному (и таких толкований уже очень много).
Варианты я вижу такие. Суть «Процесса» не в обвинении и преследовании, а в проблеме части и целого. Маленький человек перед некоей неодолимой и превосходящей его силой, (за образом которой вполне могут скрываться образы родителей или какого-либо родителя, что в случае Кафки актуально). Проблема не просто маленького, но предельно атомизированного человека («Единица — кому она нужна?...»)))).
Сам процесс и давление на Йозефа можно понимать и как нечто желаемое им самим, то есть искаженное желание маленького и одинокого человека получить внимание кого-то сильного; раньше он был никому не нужен, а процесс олицетворяет собой пристальное внимание со стороны безликой Мегамашины (сложно не провести аналогия с детско-родительскими проблемными отношениями).
Другой вариант — чувство вины и самонаказание за смутное и преимущественно бессознательное ощущение, что ты живешь как-то не так, как можешь и как должен. Неосознаваемая агрессия против бездушной и патогенной системы перехватывается Сверх-Я и направляется против самого себя; а еще лучше здесь вспомнить «Анатомия человеческой деструктивности» Фромма, которая более чем актуальна применительно и к проблематике «Процесса», и не только. Йозеф хочет вырваться из пут окружающего его абсурдного мира, но он может сделать это только через смерть (а это уже Бодрийяр). Йозеф является частью системы, частью того абсурдного мира, который его подавляет и уничтожает; его мирок одномерен, узок и примитивен, он целиком детерминирован самыми худшими сторонвми среды (габитуса). Да и сам Кафка так и смог выйти за очень многие рамки, он тоже был частью системы, частью проблем, которые подавляли.
Через свои произведения Кафка пытался хоть как-то справится со своими проблемами и с проблемами окружавшего его мира; вероятно в своих книга он по крайней мере хоть как-то дистанцировался от проблем, но… Его творчество является ярким и трагичным примером того, как восприятие, описание и попытки понимания проблем могут становиться частью этих самых проблем, что не только не способствует их решению или выходу за их рамки, но становится одним из важных элементов в поддержании и воспроизводстве проблем (паттернов).
Tags: Фромм, антикапитализм, власть, даблбайнд, литература, общество контроля
Subscribe

  • Жадность (Алчность) / Greed. М. Уинтерботтом

    Жадность (Алчность) / Greed. 2019. Реж. Майкл Уинтерботтом. В ролях: Стив Кугэн, Айла Фишер, Ширли Хендерсон и др. В целом очень добротная…

  • Спираль насилия

    Решил повторить старый материал о спирали насилия, механизме самооправдания и когнитивном диссонансе (по книге - К. Теврис, Э. Аронсон «Ошибки,…

  • К. Исигуро и хмарь буржуазной культуры :)

    Речь о последнем романе Кадзуо Исигуро «Погребённый великан» (в 2017г. Исигуро получил Нобелевскую…). Мое впечатление - очень…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments