На самом деле все истории из скандальных телешоу являются лишь повторением того, что было рассказано раньше, причем очень давно. И все их персонажи также не уникальны. Только если мы будем говорить о настоящей литературе (хоть классической, любой эпохи, хоть современной классике), то там все эти истории и их герои были частью сложной, многомерной и многозначной панорамы эпохи, сам язык повествования и его структура также часто бывают сложны… Но сейчас, повинуясь требованиям индустрии культуры (и капиталистического рынка!), все они смогли фантастическим образом выйти из произведений мировой литературы и стряхнули с себя сложную живую ткань повествования, превратившись в примитивных и одномерных персонажей, участников предельно упрощенных (примитивизированных) историй. Герои романов Достоевского, Чехова, Камю, Сартра, Гессе, Золя, Драйзера, Гоголя, Хаксли, Кафки, Лема и т.д...Каждый тут, конечно, сам вспомнит выберет наиболее интересные для него произведения, истории героев
И я открыл для себя весьма любопытное занятие (оно неплохо подходит для поднятия настроения)— представить как будет выглядеть та или иная история на телешоу, во что ее там превратят. Получился своего внутренний кинотеатр, ограниченный лишь твоим воображением и прочитанными книгами, но какой кинотеатр!
А можно еще вспомнить и, например, древнегреческую мифологию. Эдип на детекторе лжи — действительно ли ты хотел обладать своей матерью и убить отца???))) Или нет???))) И далее этот ужасный гул зала при ответе...)) Или вопрос Орфею — а может ты «на самом деле» хотел избавиться от Эвридики???))) Пример из современной литературы — разбор истории Постороннего (Камю) в студии… Но это уже на самом деле не очень смешно.
Иными словами, происходит уничтожение сложности, метафоричности, многозначности и контекстуальности в пользу предельного упрощения, буквализма и одномерности. Происходит по сути уничтожение воображения и сложного, творческого мышления, а точнее сказать — самой способности к мышлению, которое замещается игрой шаблонов, усвоенных извне.
И все это происходит не по чьей-то злой воле. Это часть логики капитализма. Все превращать в продукт, в товар, которого должно быть как можно больше, красиво упаковывать и эффективно продавать его, как можно больше, с возможно большей прибылью. Для этого продукт должен быть стандартизирован, должно быть налажено эффективное серийное производство, но те только товара, но и потребителей — примерно таким же образом. Упрощение, стандартизация. В случае потребителя речь идет о его восприятии, мышлении, о всей его психологии. Еще Адорно с Хоркхаймером прекрасно описали этот процесс (индустрия культуры).
Но не хотелось бы самому упрощать анализ сложных процессов, которые происходят в обществе, есть разные подходы к их пониманию...
Дополнение- подборка цитат от А. Горца, Р. Курца, Ж. Бодрийяра, Э. Фромма, Н. Кляйн, З. Баумана… о потреблении: https://vk.com/@redpsychology-o-potreblenii-i-reklame-chast-1"
Горц о производстве потребителей