al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Что нельзя купить за деньги

Книга такая есть - Майкл Сэндел "Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка", автор - американский политический философ, коммунитарист. Книга неплохая, но слишком осторожная, "корректная" (в ущерб глубине критического анализа), но все-равно заслуживающая должного внимания. Я склонен в несколько в более радикальном ключе осмыслять все эти проблемы.
А более подробно об этой книге здесь и здесь. Во второй записи я сделал больше акцент на книге «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками» психолога Альфи Кона.
«Мотивируют ли поощрения? Безусловно. Они мотивируют людей получать поощрения». А это очень сильная мысль: «Поощрения представляют собой, по сути, средство контроля». И вообще об этой книге потоп надо будет еще написать, обязательно.
Из книге Сэндела я выложил такой пример
"Глава 4 Рынок жизни и смерти
У Майкла Райса, сорокавосьмилетнего помощника менеджера компании Walmart в г. Тилтон, случился сердечный приступ, когда он помогал клиенту донести приобретенный телевизор до машины. Через неделюон умер. Его жизнь была застрахована примерно на 300 000 долларов. Но эти деньги не достались его жене и двум детям. Их получила компания Walmart, которая застраховала жизнь Райса и указала себя в качестве выгодоприобретателя[198]...
далее по ссылке.

К вопросу о том, "что нельзя купить за деньги" - вначале хорошо бы получше понять - а что же такое покупка чего-либо? Вопрос-то тоже сложный, особенно если освободиться от магии мнимых очевидностей. Да, покупка покупке рознь, и, возможно, иногда, как мог бы сказать Фрейд, покупка это просто покупка (просто покупаем полезные свойства вещи и пользуемся ими). Может быть и так, хотя я не уверен. В тоже время прав и Бодрийяр - мы потребляем вещи-знаки, а точнее только (или по большей части) знаки (и эта мысль гораздо глубже и интереснее, чем может показаться на первый взгляд). Я бы продолжил размышлять вот в каком направлении - покупая что-либо, мы окружаем себя фантазмами, иллюзиями. Те самые знаки (Бодрийяра) это и есть фантазии о мире, в которых мы пытаемся дробить мир, расчленять его на отдельные предметы, объекты или "услуги", и это есть попытка защиты, это механизм защиты слабого и боящегося мира человека (мы пытаемся набросить на реальность сеть из наших понятий и фантазий). Покупка это попытка власти, властных отношений. Любую купленную вещь я могу выкинуть, уничтожить, купить вместо нее "новую", сделать с ней все что угодно (потребитель как Царь вещей)))).
Еще интереснее, когда дело касается других людей и человеческих отношений. Вот как понять покупку секса, покупку тела, покупку возможности пользоваться определенными частями тела другого человека? Здесь покупка (и ДЕНЬГИ!) выступают как средство управления, манипулирования и контроля над другим человеком. Конечно же невозможно, например, купить на час части тела другого человека, но можно попробовать установить с ним асиметричные властные отношения, "управлять" им. Другие примеры - а можно ли купить дружбу, искренность, расположение, доверие и даже просто ситуацию взаимно интересного человеческого общения, когда у обоих интерес идет изнутри? Еще любопытнее задаться вопрос - а как там с тем, что имеет отношение области эмерджентности, можно ли это купить? То есть то, что больше суммы составляющих его частей? Да, это как раз тот случай, когда живая и сложная ткань человеческих отношений выглядит малопонятной и пугающей, как и другие люди, и живая ткань заменяется омертвляющими манипуляциями и властными отношениями. Тут можо продолжать и продолжать, но пока остановимся на этом.

А это уже из другой книги
"Я считаю, что для понимания реальности мы должны учитывать, что
реальность — это сеть отношений, сеть взаимной информации, которая пронизывает весь мир.

Мы расчленяем окружающую нас реальность на объекты. Но реальность не состоит из дискретных объектов. Это меняющийся поток. Подумайте об океанской волне. Где заканчивается волна? Где она начинается? Подумайте о горах. Где начинается гора? Где она заканчивается? Как глубоко она продолжается под поверхностью Земли? В этих вопросах нет особого смысла, поскольку волна и гора являются объектами не сами по себе, это способ, которым мы структурируем мир для его понимания и простоты описания. Эти границы произвольны, конвенциональны и удобны — они зависят от нас (как физических систем) больше, чем от волн или гор. Это способ организации информации, которой мы обладаем, или, лучше сказать, формы имеющейся у нас информации.Я считаю, что для понимания реальности мы должны учитывать, что
реальность — это сеть отношений, сеть взаимной информации, которая пронизывает весь мир".
Карло Ровелли «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле».
Tags: антикапитализм, власть, деньги, неолиберализм, потребление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments