al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Виаткальные сделки. "Философия" бизнеса

Из книги М. Сэндела «Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка».
"Виатикальные сделки: ставки на жизнь

"... вид страхования жизни, который возник в 1980–1990-х годах на фоне эпидемии СПИДа. Этот вид договоров страхования был назван «виатикальным» (от латинскогослова viaticum – причастие перед смертью). Он заложил основу для создания целой индустрии, которая включала в себя рынок страхования жизни людей, больных СПИДом и другими смертельными заболеваниями. Вот как это работает: допустим,кто-то, имеющий полис страхования жизни на сумму 100 000 долл., узнает от своего врача, что жить ему осталось не более года. Предположим также, что этот больной нуждается в деньгах для оплаты медицинской помощи или просто для того, чтобы достойно провести остаток своих дней. Некий инвестор желает купить у этого человека его страховой полис со скидкой, скажем, за 50 000 долл., и берет на себя выплату ежегодных взносов. Если первоначальный владелец полиса умирает, инвестор получает 100 000 долл.[213]

Это похоже на взаимовыгодную сделку. Умирающий получает необходимые ему денежные средства, а инвестор – солидную прибыль, при условии, что продавец полиса умирает в соответствии с медицинским прогнозом. При этом существует инвестиционный риск: несмотря на то, что виатикальная сделка гарантирует инвестору получение определенной суммы в случае смерти застрахованного (100 000 долл. в нашем примере), доходность сделки напрямую зависит от того, как долго тот проживет. Если больной умрет в течение года, как и предсказывалось медиками, доходность сделки для инвестора, заплатившего 50 000 долл. за полис стоимостью 100 000 долл., составит 100 процентов годовых (за вычетом уплаченных страховых взносов и суммы брокерской комиссии за организацию сделки). Если продавец полиса проживет еще два года, инвестору придется ждать той же прибыли в два раза дольше, поэтому его годовая доходность сократится наполовину (не считая дополнительных затрат на выплату страховых взносов, которые «съедят» часть доходности). Если же пациент чудесным образом выздоравливает и остается в живых в течение многих лет, инвестор может остаться ни с чем. Конечно, любая инвестиция сопряжена с риском. Но в случае с виатикальными сделками финансовые риски сопряжены с моральными проблемами, которых нет в большинстве других инвестиций: инвестору волей-неволей приходится надеяться на то, что застрахованный человек, чей полис он приобрел, умрет как можно раньше. Чем дольше жизнь этого человека провисит на волоске, тем ниже окажется доходность сделки.
Излишне говорить, что индустрия виатикальных сделок предпринимает усилия для того, чтобы как-то оправдать и преуменьшить неприглядные аспекты своего бизнеса..."

И отдельно:
Краткая моральная история страхования жизни.

Мой комментарий.
Яркий пример отравленной помощи. Очень важно разобрать это с точки зрения коммуникации (человеческих отношений), хотя правильнее было бы здесь говорить о бесчеловечных (античеловечных) отношениях, которые тем менее совершенно законны в рамках существующей системы, а с точки зрения логики капиталистического рынка — естественны и прибыльны («прибыльны — значит естественны, правильны», такая у них логика). «Поможем тебе деньгами, если ты помрешь в установленный срок. И не вздумай вдруг выжить — это приведет не к прибыли, а к убыткам». Важно все это очень хорошо осмыслить, все грани, всенюансы, которые есть в этой ситуации. До чего низводится человеческая жизнь, как играют на самых тяжелых проблемах, используя их для своего обогащения. Для капиталистов жизненно важно, чтобы система помещала значительную часть общества в зависимое и слабое положение, чтобы были настолько слабые или находящиеся в крайне тяжелом положении, которые будут принимать любые правила игры.
С философской и психоаналитической точки зрения мне тут очень интересна тема связи капитализма (Капитала) и смерти. Например, Бодрияйр очень сильно писал об этом, не знаю кто лучше него проработал эту тему. У него шла речь, например, о попытках уподобления жизни капиталу, когда человеческая жизнь рассматривается как частное предприятие, как капитал. Если бы я был ортодоксальным психоаналитиком, некритично воспринявшим устаревшие и ошибочные идеи Фрейда об инстинкте смерти, то я бы мог сказать, что весь капитализм это социально-экономическая реализация влечения к смерти, но я склонен искать и видеть другие объяснения. Стремление воспринимать все через призму рыночной экономики (капитализма) — это пример «удобного» упрощения, неудачного )упрощающего) ответа на вопрос о смысле жизни, о сути человека и человеческих отношений, социума, культуры. Зачем думать о смысле человеческой жизни, о сути человека, если верить в то, что человека (и жизнь) можно продать и купить; затем думать о сути человеческих отношений, о том, что каждый человек — это Космос, это целый мир, а отношения — это сложнейшее взаимодействие многих миров в рамках сложнейшего Космоса Культуры, если все можно представить как рыночные конкурентные отношения атомов, стремящихся к максимизации личной выгоды? А конкурентные, по сути, конфликтные отношения — это очень затягивающая штука, где размышления об их смысле просто мешают. И получается самоподтверждающиеся фантазии и иллюзии. Да, работу Фрейда «Будущее одной иллюзии» надо бы переписать применительно к другой иллюзии, капиталистической, что, в принципе, сделано уже давно другими авторами. Да и некоторым не-марксистам тоже многое было понятно. Например, даже вот буржуазный Сол Беллоу писал, что превращение человеческой жизни в бизнес - это едва ли не худшее толкование смысла жизни за всю историю. Человеческая жизнь не бизнес» («Герцог»). Зато как «удобно», и как затягивает.
Но, мы не сомневаемся, что не окончательный ответ на вопрос о смысле жизни. :)
Tags: Бодрийяр, антикапитализм, деньги, человек экономический
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment