al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

О левом движении

«Крот истории роет медленно, но роет хорошо».
Более определенно сказать что-либо, к сожалению, невозможно. (хотя можно сказать, что как-то медленно он роет...))) Но поразмышлять имеет смысл, при этом, конечно, не считая себя пророком и понимая всю ограниченность, предвзятость а также, возможно, и полную ошибочность своих предположений…
Ну да ладно.
Предпосылок для серьезного поворота влево где-либо я не вижу. На то есть масса противоречивых причин и вообще это тема для большой по объему книги. Для краткости начну с актуальных примеров.
Устойчивый и глубокий интерес к левой идеологии наблюдается лишь у очень небольшой части общества. Но на самом деле у подавляющего большинства нет интереса к какой-либо идеологии вообще. Иначе говоря, если массы не социализм, то это не означает, что они за капитализм. То есть, если почти весь электорат США голосует за ультрапкапиталистов Байдена и Трампа, то это не означает, что американцы за капитализм (или тут можно привести пример голосования за Путина в России, да и какой угодно пример). За что голосует каждый конкретный избиратель — черт его знает)), но я думаю. Что каждый голосует за свои фантазии, за свои иллюзии, а точнее — за свой образ реальности, а еще точнее — за тот образ реальности, который он совершенно некритично интроецирует (или так — это образ в него просто вкладывают); и все сводится в основном к тому, чтобы был «рынок» в виде гипермаркетов, возможности гиперпортребления, возможности пользоваться кредитами и пр. И большинству наплевать и на различия между неолиберализмом и либерализмом, и на неолиберализмом и социализмом.
Работают механизмы воспроизводства социальной системы, для чего нужен конфромизм и выборочное, но очень частое отключение мышления; главное это приспособление к существующему (любому)
социальному порядку (на самом деле все, конечно, неизмеримо сложнее, постоянно работают противоречия, происходит усложнение всего — тех же противоречий, социума, социальных отношений, экономики, психики, человеческих отношений и пр., все меняется, усложняется).

Кроме того, актуальные острые проблемы говорят о том, что ОЧЕНЬ легко можно задвинуть левых с их марксизмом гораздо дальше, чем они обычно находятся (а их позиции и так, мягко говоря, не сильны). Что это за острые проблемы?
Регулярно случающиеся теракты, связанные с исламом. Проблемы с беженцами, мигрантами. Обострение военных конфликтов в самых разных регионах. Какие-то бредовые инициативы властей, типа запрета абортов (Польша). Демонизация отдельных политических лидеров отдельных стран, в то время как эти лидеры (про которых, конечно, невозможно ничего сказать, особенно с левых позиций) вряд ли существенно хуже, чем, например, лидер члена НАТО — Турции, а также лидеров каких-либо азиатских стран, с которыми налажен бизнес, да и лидеров всех этих буржуазных «демократий».
И, конечно же, коронакризис. Это только такие мыслители, как Жижек, пишут о том, что данный кризис мог бы подтолкнуть цивилизацию коммунизму… Но на деле мы видим совсем другое, хоть я целиком и полностью поддерживаю посыл Жижека.
Народ «выходит на улицу», но совсем не за социальную справедливость, не за доступную и бесплатную медицину, не за равенство и более справедливое перераспределение… И уж тем более не за социализм. Мы видим народные протесты против закрытия ресторанов и ночных клубов, ну и т. д. И это при том, что вся бредовость и несправедливость капитализма вроде как сейчас выпячивается еще более отчетливо.

Хочется, конечно, сказать, что крот истории роет слишком уж медленно, но от таких к нему претензий он не начнет рыть быстрее.
Что делать, я не знаю. Но мне кажется, что «неторопливая» культурная работа, культурные сдвиги могут открыть путь к радикальным и революционным преобразованиям. Возможно, что генерируемые и распространяемые прогрессивные идеи, либо интерпретации «старых» идей, а также прогрессивные способы человеческой коммуникации, творческого и критического мышления, разные формы солидарности и коллективного действия могут так сказать прорвать плотину. И психология, а также идеи из современной психотерапии тут могут сыграть свою важную роль, должны сыграть…

Принципиальную роль играет как можно широкое распространение левых идей, в самом широком виде. Я не думаю, что строгое цитирование только классиков, пусть даже они говорили совершенно правильные и гениальные вещи, послужит этой цели. Нет никакого смысла в создании замкнутых левых групп, даже если им удастся сформулировать критику капитализма и путь построения социализма идеально правильно с научной, логической и методолгической точки зрения. Какой в этом смысл, если остальные об это не узнают, и не поймут этого? Да, широкое распространение таит в себе опасность размывания теории, опасность потери ее сути (типа крена в «моральную» критику капитализма, денег, коммодификации всего и вся и пр., без требования отказа от частной собственности), но на это надо указывать, надо обсуждать это.

Поэтому-то меня уже давно совсем не интересуют многочисленные (и часто деструктивные, когда нет ни элементарного уважения, ни следования каким-то принципам логики и мышления) разборки между левыми. Складывается впечатление, что многие левые, понимая невозможность повлиять на общество, пытаются хоть как-то уесть хоть какого-то оппонента, одержать хоть малюсенькую «победу» в невротическом споре; при это я конечно не имею ввиду грамотный со всех точек зрения разговор по сути вопроса, который уходит в плоскость «я здесь главный» (см. метакоммуникация).

Я — за широкое распространение левых идей и критики капитализма. В самых разных интерпретациях и вариациях. Потом все будет усовершенствоваться и развиваться, я надеюсь. Важно, чтобы люди, которые начинают чувствовать, пусть даже смутно, что с современным мироустройством «что-то ни так», и что общество вполне можно и нужно менять, находили единомышленников и идеи, от которых они потом смогли оттолкнуться. А кто это будет — Маркс, Фромм, Бодрияйр,Энгельс, Кропоткин, Делез и Гваттари или просто их хороший знакомый, это СЕЙЧАС не так уж и важно, как я это вижу. Главное, это перейти некую черту, после которой возможность социально-экономических изменений не кажется невозможной.
Tags: антикапитализм
Subscribe

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Страх незначительности

    Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла — появляются интересные книги, переводы. Например: «Я в рейтинге,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments