al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Человеческие сети

Мэтью О. Джексон - Человеческие сети. Как социальное положение влияет на наши возможности, взгляды и поведение.
«Общественная среда с раннего детства во многом определяет жизнь человека» - признает стэндфордский профессор Мэтью Джексон.

Выборочно посмотрел эту книгу - понравилось, в целом. Тут и политика, и психология, и философия... И опять даблбайнд здесь можно увидеть! Матрицу даблбайнда.

Написал для группы, там же ссылки на книгу.
В Главе 6. Иммобильность и неравенство: сетевая обратная связь и ловушки бедности он пишет:
«Неравенство и иммобильность – своего рода социальный рак. Можно лечить симптомы – путем налогообложения или перераспределения доходов, – но, хотя эти меры и приводят к некоторым улучшениям, они не лечат саму болезнь. К счастью, иммобильность и неравенство гораздо легче диагностировать, чем многие виды рака. Но, как и в случае рака, к иммобильности и неравенству приводят многие факторы, часто взаимодействующие между собой. И чтобы узнать, какое лекарство прописывать, нам нужно вначале понять причины этих факторов».

Говоря о возможных лекарствах, стэндфордский профессор отказывается (чему вряд ли можно удивляться) признавать преодоление частной собственности средством лечения этих болезней, вместо этого он предлагает лучше понять принципы функционирования человеческих сетей. Мы же сомневаемся, что это сильно поможет в деле преодоления неравенства и иммобильности, однако вдумчивое исследование человеческих сетей, бесспорно, представляет большой интерес; к тому же в книге затрагивается широкий спектр очень важных проблем.
Автор рассказывает об исследованиях иммобильности и неравенства, о «Кривой Великого Гэтсби» (стойкая связь между неравенством, определяемым для каждой страны при помощи индекса Джини, и иммобильностью, определяемой при помощи показателя межпоколенческой эластичности заработков) в разных странах и приводит интересные данные.
Профессор также делится своим искреннем удивлением по поводу того, что, согласно результатам исследований, США оказываются страной не только с высоким уровнем неравенства, но и с очень высоким уровнем иммобильности (как же так, ведь «в нашем сознании, в нашей памяти очень крепко сидит понятие “американской мечты”, представление о том, что США – “страна возможностей” - мучается сложными для себя вопросами стэндфордский профессор…).

Автор сосредотачивается на роли человеческих сетей в сохранении иммобильности и неравенства, отказываясь рассматривать эти проблемы с точки зрения классового подхода. Но возможно ли решить проблемы иммобильности и неравенства уповая только на специальные образовательные и обучающие программы, не меняя саму систему, не изменяя классовую структуру общества?

М. Джексон призывает: надо «обеспечивать информацией и возможностями тех, кому их хронически недостает. Информация дешева и бывает очень эффективна. Она подобна превентивной медицине, которая помогает избежать огромных затрат на более позднем этапе. Важно дать людям понять, как важны некоторые типы поведения, и периодически усиленно подталкивать их к некоторым шагам, – эти меры могут оказаться весьма успешными {240} . Отправная точка очевидна: нужно информировать родителей о том, что очень важно еще до школы, буквально с первых лет жизни, помогать детям учиться и развиваться».

Все это хорошо знать и понимать, и это может действительно принести кому-то пользу, однако опять возникает старый вопрос — не будут ли такие меры все-таки попыткой лечения только симптомов, что даст возможность дальше расти настоящей системной патологии?

Джексон:
"Помимо моральных возражений, какие вызывает это явление, иммобильность представляет проблему еще и потому, что снижает производительность общества в целом: ведь многие люди, которые потенциально могли бы приносить огромную пользу, прозябают в безвестности. Сколько непроявившихся Пикассо проработали всю жизнь в угольных шахтах? И как вылечиться от рака человеку, который родился в трущобах?"
*************************
Аннотация:
Книга стэндфордского профессора Мэтью Джексона посвящена человеческим сетям. Положение, которое человек занимает в обществе, определяет его поведение, вкусы, привычки. Люди связаны между собой. Эта связь может проявляться на самых неочевидных уровнях. Человеческие сети влияют на то, какое образование мы получаем, как выбираем место работы, захотим ли переехать в новый квартал, и на многое другое. Привлекая самый разнообразный материал, от современных социологических исследований до истории семьи Медичи, Джексон раскрывает природу человеческих сетей, механизмы их действия и причины их невероятного могущества.

"Поняв, как устроены человеческие сети и как они меняются, мы сможем получить ответы на многие вопросы, касающиеся нашего мира, например: каким образом положение человека внутри сети определяет его влияние и власть? Какие системные ошибки мы совершаем, когда составляем о чем-либо мнение, опираясь на информацию, почерпнутую у друзей? Как происходят финансовые заражения и чем они отличаются от распространения гриппа? Как разрывы в наших социальных сетях способствуют неравенству, иммобильности и поляризации? Как глобализация меняет международные конфликты и войны? Хотя именно человеческие сети во многом помогают получить ответы на эти вопросы, их значение часто недооценивают, когда анализируют важные политические и экономические события и течения. Это не значит, что мы вообще не занимались изучением сетей, а скорее значит, что между нашими научными знаниями о сетях как движущих факторах человеческого поведения и тем, что известно о них широкой публике и политикам, пролегает огромная пропасть. Цель настоящей книги — восполнить этот пробел.
В каждой главе будет показано, как, разобравшись в устройстве сетей человеческих отношений, можно изменить свое понимание той или иной проблемы. Таким образом, данная книга посвящена тому, как сети расширяют наше понимание многих проявлений общественного или экономического поведения..."
***************************
Таким образом сети, если немного упростить проблему, одновременно и порождают нас, освобождают, но и неизбежно ограничивают (в каком-то смысле это и есть double bind, возможно, фундамент даблбайнда).
Выход за пределы сценария бедности в рамках системы, в которой мыслит автор книги, да и почти все мы, означает скорее всего вовсе не горизонты свободы, не освобождение, но включение в не менее жесткий сценарий, который уже давно прописан во всех подробностях (как писал А. Бадью "Твой образ существует на рынке еще до твоего рождения") - стремления к успеху, к деньгам, к статусу.
Возможно ли что-то другое? Вероятно, да.
Сети не могут функционировать без принципа обратной связи. Отношения на самом деле нелинейны, а система продолжает успешно функционировать до тех пор, когда все её "элементы" сознательно или бессознательно, но поддерживают принципы её функционирования.

Что касается даблбайнда, то тут конечно интересная ситуация. Одна из черт даблбайнда - путаница с логической типизацией сообщений (как это описывали Бейтсон и его коллеги), то ли мы имеем дело с командой (командный аспект коммуникации, или иначе - метакоммуникация), то ли с информационным сообщением. На самом деле мало кто видим процесс тотального социального программирования, все уверены в своей самостоятельности, свободе и автономии (поэтому тут можно возразить - где тут даблблайнд, ведь тогда должна возникать внутренняя путаница - получатель сообщения не может понять, с чем имеет дело), но... действительно ли уверены? Ибо механизмы саммобмана часто сверхэффективны. Быть как раз тут и кроется один из фундаментов множества психологических и социальных проблем. В общем, тут все неоднозначно и сложно, есть о чем подумать.

А Эдгар Морен, французский философ и социолог, классик теории систем развивающий проект комплексной социологии, в центре которой – принципы непредопределённости, самоорганизации и диалогичности, а также принципы познания сложного , примыкавший к леворадикальной группе «Социализм или варварство», цитирует слова испанского поэта Антонио Мачадо: «Путник, твои следы и есть не что иное, как твоя дорога. Путник, у тебя нет дороги. Дорога строится по мере продвижения по ней», написанные в 1917 году.
Tags: антикапитализм, даблбайнд, психология капитализма
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…