al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Про уровни обучения: дополнение от Жижека

«Истинная свобода это не свобода выбора. Истинная свобода это свобода коллективно изменить сами условия выбора» - это одна из основных мыслей Славоя Жижека, высказанных в лекции.
И ее также можно понять как по-настоящему марксистское радикальное дополнение к теории уровней обучения.
(Лекция Славоя Жижека: Свобода, возможное-невозможное, а также фрагмент этой лекции про коллективные действия - можно посмотреть здесь).
Порадовала меня это его выступление (что, признаться, не всегда бывает).
И тема про уровни обучения мне уже давно интересна. У меня тут были пост "Уровни обучения или как нам изменить общество". А здесь я придумал примеры-иллюстрации теории уровней обучения.

«Не заметили ли вы, как странно в нашей Вселенной распределены возможное и невозможное?» - спрашивает Жижек. В области личных свобод и технологий невозможное становится все более возможным, «по крайней мере нам так говорят» - отмечает философ. Появляется перспектива наших психофизических возможностей при помощи технологий, рассказываются красивые истории о цифровом бессмертии, можно менять свой характер, свой пол, летать в Космос (все, конечно, стоит денег)), все цифровые архивы в нашем распоряжении и т.д. Но если мы спросим, например, а можно ли немного изменить систему здравоохранения, чтобы медицина стала более доступной для всех, нам сразу ответят - ни в коем случае, это невозможно.

Таким образом, «что возможно, а что – нет – это основное идеологическое противостояние современности».

Жижек также подвергает критике буржуазные (либеральные) представления о свободе выбора, что он уже весьма подробно делал во многих других своих выступлениях и книгах. Реальная несвобода переживается нами как свобода, как свобода выбора, которая по сути сводится к выбору между Кока-Колой и Пепси-Колой; но сами условия, в которых люди должны такой свободой воспользоваться, делают их выбор несвободным — так Жижек писал в работе «Против прав человека». (Мы могли бы здесь добавить, что при таком «свободном» выборе остаются без внимания и без понимания условия и контекст, в которых совершается этот «выбор»).
Попутно Жижек иронизирует над идеей экспериментального конструирования человеческой идентичности (школа Дж. Батлер), используемой в манипулятивных целях, например, применительно к ситуации нестабильной занятости и безработицы — каждая потеря работы это шанс для вас открыть в себе что-то новое, творчески открыть новые горизонты и даже новую свободу и пр.

Свобода, говорит Жижек, совсем не означает возможность «делать все, что захочется». Свобода всегда связана с целой сетью правил и ограничений. Свобода это, в хорошем смысле, догматическая категория, а обществу нужна некая доля здорового догматизма в виде базовых поведенческих правил (все это Жижек поясняет где-то с 17-й минуты; к примерам Жижека, среди которых - «культура изнасилования» и проблема пыток, можно было бы добавить, что некоторое время назад в одном обществе, при всех его больших недостатках, не допускалась сама мысль о возможности безработицы и ее «полезности для экономики», до определенного момента не было возможности даже дискутировать об этом — была такая догма).

Также в лекции были затронуты другие актуальные темы. Например, тревожащее отсутствие серьёзного движения за мир.

Вернемся, однако, к первому тезису Жижека:
«Истинная свобода это не свобода выбора. Истинная свобода это свобода коллективно изменить сами условия выбора».

Обучение может состоять в исправлении ошибок выбора внутри данного (предзаданного, узкого) набора альтернатив (в процессе выработки рефлексов, например), либо в изменении в процессе обучения, то есть это будет корректирующее изменение набора альтернатив, из которых делается выбор.
Но возможно изменение самого процесса обучения на более высоком уровне. То есть надо уметь обучаться обучаться (учиться учиться)).
Тогда откроется возможность вносить изменения в системах наборов альтернатив, из которых делается выбор, иными словами — создавать новые альтернативы, новую реальность, менять условия выбора.
Можно привести самые простые примеры, когда нам навязываются фиксированные наборы альтернатив — быть либо победителем, либо проигравшим, либо эксплуатировать, либо быть эксплуатированным, постоянно бороться за власть (либо доминировать, либо подчиняться), «либо ты … их, либо … они тебя», ну и т. д. - совсем не обязательно безоговорочно принимать правила игры, которые не тобой написаны, лучше выйти за ограничивающие тебя рамки и начать жить иначе.
Ценность дополнения Жижека — в необходимости КОЛЛЕКТИВНЫХ действий по изменению условий выбора и всего социума.
Очевидно, что на уровне межличностных или семейных отношений вполне может быть достаточно индивидуальных действий. Когда вы понимаете, что вам навязывают какие-то фиксированные модели поведения, которые вам не нравятся (борьба за власть, например) или видите угрозу чего-то токсичного, деструктивного, то можно в крайнем случае просто разорвать отношения, развестись, отдалиться, выйти из какого-то коллектива и начать строить другие отношения с другими людьми.
Но в случае устройства всей социально-экономической системы и проблем, с ней связанных, помогут только КОЛЛЕКТИВНЫЕ действия по изменению условий выбора, то есть всей системы.

Для справки. О теории уровней обучения можно почитать здесь
https://vk.com/topic-111877082_46624763

Схожие идеи Жижек высказывал в дискуссии между с Алексом Каллиникосом и Джоном Холловэем
(«что возможно, а что – нет – это основное идеологическое противостояние современности»)


Здесь про коллективное, кусочек выступления https://vk.com/video14723184_456239055

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments