al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Бизнес и манипуляциии на "боли" ( PmPHS - Pain, more Pain, Hope, Solution)

О маркетинговой схеме PmPHS (Pain, more Pain, Hope, Solution)/Боль – Больше боли – Надежда – Решение.
(на самом деле это очень древняя схема манипуляции, которую современные капиталистические маркетологи просто приспосабливают к своим целям)

Одна из наиболее распространенных маркетинговых схем, PmPHS нацелена на вовлечение человека в боль и использование страха в качестве мотиватора. Признаётся манипулятивной даже самими маркетологами. Подобных схем, имеющих своей главной целью конечно же сделать нас «счастливыми» и помочь осуществить наши «настоящие желания», как минимум более десятка (AIDA, ACCA, AAPPA, PPPP, QUEST и пр.) .

Создателем моделируется и конкретизируется проблема (боль), где у человека нет продукта, услуги или чего-либо безумно важного, как это ему кажется, и он сталкивается с трудностями на этой почве. Далее боль усиливается, следующим шагом даётся надежд,
затем предлагается решение.

Примеров вокруг — море.
"У вас сухая кожа и вы мучаетесь от стянутости и раздражений? А еще эти преждевременные морщинки! Не отчаивайтесь, современная медицина нашла решение: наш крем с... вернет вашей коже тонус и свежесть!"
«Набрали лишний вес? А ведь скоро лето, надо будет одевать купальник…»
Пример торговли бинарными опционами:
«Был неудачный опыт — потратили больше денег, чем заработали.
More-pain. Усиливаем «боль». Рассказываем, насколько тяжело самостоятельно изучать «рынок бинарных опционов».
Hope. Даём надежду: Вы можете зарабатывать до $25 000 в месяц без навыков трейдера и без установки программного обеспечения. «Рисуем будущий заработок» с помощью калькулятора. Нагляднее в рисунке, так сказать рисуем будущее). Solution»
Есть и такие примеры:
«Бьёшься как рыба об лёд в попытках увеличить продажи и привлечь новых клиентов? Вкладываешь деньги в рекламу, но ничего не меняется. Ты уже готов сорваться, все бросить, уйти в депрессию, в запой…»)))

Но самое интересное рассмотреть более сложные примеры.
А не работает ли при примерно по такой схеме (в том числе и по такой) вовлечение в активную капиталистическую деятельность?
Как-то так:
«Не хватает зарплаты? К тому же инфляция, цены растут…
А скоро и совсем можешь остаться без работы, при не выплаченных кредитах — очередной кризис не за горами!
Но можно попробовать себя на ниве предпринимательства! Хватит работать на государство или на «чужого дядю»! Измени своё мышление, научись мыслить позитивно и притягивать успех! Стань миллионером!»

Нетрудно придумать варианты и для «болей» предпринимателей, которые еще недостаточно успешны и т.д.

Складывается впечатление, что подобные истории по схеме PmPHS рождаются и циркулируют во многом уже просто спонтанно, как мифы или коллективные фантазии, которые тем не менее играют важную роль для стабильности и воспроизводства всей капиталистической системы.

Возьмем пример из несколько другой сферы.
Достоевский в «Преступлении и наказании» строит повествование по такой же схеме.
«Боль — Много Боли (даже ОЧЕНЬ много боли) — надежда — путь решения (спасения)».
Или так, религиозный нарратив: «В твоей жизни много боли и страданий? И ее будет еще больше! А потом ты вообще можешь попасть в Ад! Но есть путь, есть «дорога к храму», есть спасение...»)))

Современные маркетологи, направляемые духом капитализма, по сути не придумали ничего нового.

Для более полной картины сложно не сказать и о политике.
«Кризисы — социальные, экономические, нравственные, кругом враги, жуткая коррупция, разложение, угроза тоталитаризма и фашизма…? А будет только хуже! Будет полный…, будет полная катастрофа!
Но есть решение! Голосуй за… (подставьте любое имя, что представителя действующей власти, что любого движения, называющего себя оппозиционным или даже) революционным). Поддержи такое-то движение!»
Схема, к сожалению, одна и та же.

На самом деле проблем хватает — и в жизни общества (в экономике, социальной сфере, культуре, экологии…), и в жизни каждого человека.
Главное — самим научиться понимать их природу, их зависимость от контекста, и находить пути решения проблем. И разбираться в том, кто, куда и с какой целью нас призывает и подталкивает, рисуя нам волшебные и простые пути якобы решения проблем.
А для этого совсем не лишними будут знания о всевозможных манипулятивных схемах, о технологиях влияния, а также о когнитивных ошибках и закономерностях нашего мышления.

На фото — «великий коуч» Тони Роббинс показывает страждущим на путь избавления от их болей (видимо, на деньги)).
Написал для группы https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_1620

Используется эта схема действительно очень широко, даже слишком широко. Часто - просто как-бы спонтанно. Очень много в семьях, и в отношениям Родитель-Ребенок, и между взрослыми (тогда точнее будет схема Родитель-Родитель).
Манипуляций и постоянных попыток друг на друга влиять - слишком много в социуме. В огромной степени это связано с капитализмом, то есть с пронизывающим ВСЕ стремлением к деньгам, к прибыли, к выгоде, с конкуренцией (капитализм - тотально манипулятивная и фальшивая система, без этого она быстро развалится). Но я далек от того, чтобы сводить все только к капитализму. Сама социализация - весьма проблемный процесс, как и процесс формирования, структурирования и воспроизводства социальной системы. Когда одни люди начинают верить в то, что они лучше всех остальных знают, что те (последние) "на самом деле" думают и чувствуют, или что они "должны" думать и чувствовать, и как вообще им нужно жить - все это конечно выходит далеко за рамки именно капитализма.
Это одновременно и социальная, и политическая, и экзистенциальная, и психологическая проблема.

В качестве интеллектуальной задачки поразмышлял над использование PmPHS в буддизме.
Вроде бы близко - тот акцент на страдании, "все есть страдание", и надежда даётся...
Но, мне кажется, что там в конце концов приходишь к пониманию того, что нет ни самого страдания, ни того, кто страдает (концепция Не-Я и пустоты). По крайней мере так обстоит дело в буддизме махаяны и дзен, а вот школа малой колесницы мне никогда не нравилась. Впрочем, все это мое субъективное восприятие данных сложных вопросов.
Но в любом случае схема PmPHS активно используется разными распространителями буддизма и "учителями", куда уж без этого.

Попутно, вот еще материал
Экономика впечатлений/Продажа радости/Впечатления как маркетинг.
Иными словами,
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР ВПЕЧАТЛЕНИЙ!

Джозеф Пайн - один из "гуру маркетинга", автор бестселлера «Экономика впечатлений».
...
Недавно приведенную цитату из Р. Музиля ("Человек без свойств")
"Кто еще отважится в наши дни притязать на то, что он – подлинный хозяин своего гнева, когда столь многие берут на себя право говорить ему, что он чувствует, – еще бы, ведь они знают это лучше него?"
- теперь вполне можно несколько изменить, заменив гнев на впечатления и эмоции...
...
Но самое забавное откровение дальше:
"Трансформация — это пятый и высший элемент экономической прогрессии. Впечатление является, по сути, сырьем для трансформации, где мы меняем клиента, меняем его жизнь, меняем его опыт, меняем его ожидания, его желания, его мечты, где мы меняем клиента, для того чтобы он мог достигать своих целей. То есть это более высокая экономическая ценность — помочь клиенту достичь своих целей.
...То есть любой опыт должен в итоге приводить к трансформации. Это высшая степень экономической ценности, когда опыт впечатлений производит трансформацию, положительную трансформацию в сердце клиента и в его жизни, вот это самое важное".

Таким образом, надо изменить желания и мечты клиента (то есть его прежние цели), чтобы он достиг своих целей. Это уже из области парадоксальных, внутренне противоречивых (даблбайнд!) предписаний.
Речь-то идет о настоящей манипуляции, о замене одних желаний и целей на другие, с которых можно получить прибыль, но прямо об этом ведь не скажешь.
При этом понятно, что те наши эмоции, желания и мечты, которые никак могут быть использованы кем-либо в деле получения прибыли, не особенно нужны капиталистической Мегамашине.

Итак, Большой Бизнес наблюдает за тобой!
И он лучше тебя знает о том какие твои желания, мечты и цели "действительно" твои; он также лучше тебя "знает" чего ты хочешь "на самом деле"!

Текст выступления Пайна прилагается.
Tags: антикапитализм, даблбайнд, манипуляции, потребление, психология капитализма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments