al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Вакцинирование (о ковиде, социуме и имплозии)

Прошли мы с женой второй этап (первая запись здесь, другие записи по теме . Явных побочных эффектов было немного. Уж точно ничего особенного, никакой температуры. У мой мамы в 82 года, которая вакцинировалась после нас, не было ничего, кроме слабости и общего недомогания, не слишком выраженного.
А ничего другого мы и не ожидали. Да и сам вопрос о целесообразности вакцинации был для нас совсем не сложным. Вообще, и о самом коронавирусе, и о вакцинации, я для себя все по сути вопроса понял уже давно; искал информацию, анализировал, осмыслял контексты, ну а потом меня главным образом глубоко заинтересовали другие грани этих проблем — ковидскептики, антивакцинаторы, а также неявная механика социального контроля и социальной имплозии (Бодрийяр), ну и циркуляция в социуме, и в особенности при помощи соцсетей и мессенджеров, разных причудливых фантазмов и страхов. И все эти вопросы вскрывают кучу интереснейших и важных вещей.

Создаётся впечатление, что какой-то коллективный Стивен Кинг, причем Кинг худшего разлива (где-то уровня страшилок «Мобильника»), сочиняет истории про некий заговор «мирового правительства», про стремление власти («государства») загнать добрых и невинных людей в «концлагерь» и про другие коварные козни разных злодеев, про «жуткие» вакцины и пр. И жизнь, наверное, начинает казаться менее скучной, пустой и бессмысленной…)))

Но реальность, по крайней мере в этих аспектах, гораздо проще. Произошла мутация коронавируса, появился ковид. Последний не обладает, конечно, такой летальностью, как, например, вирус в «Противостоянии» того же Кинга, или как в случае «испанки», но при этом ковид весьма контагиозен и относительно быстро приводит к такому количеству сложных, тяжелых и смертельно опасных форм течения болезни, что во всех странах системы здравоохранения неизбежно приходят к коллапсу — заканчиваются места в больницах и начинает остро ощущаться нехватка коечных фондов, не хватает также медперсонала, что, в свою очередь, является прямым следствием неолиберальной (капиталистической) оптимизации, переполняются морги. А сложившаяся социальная и экономическая организация только способствует быстрому распространению вируса. Коварность ковида и всей этой ситуации в том, что в процентном отношении летальность и количество тяжелых форм течения болезни не слишком большое (именно в процентном отношении!), и многие начинают говорить - «а вот у меня никто из знакомых не умер от ковида!», то есть упрощается работа механизма психологической защиты — отрицания. Репортажи из больниц, рассказы тяжело переболевших, в том числе и молодых, при этом также каким-то образом отрицаются.
Много я размышлял над причинам «скептицизма» (и в отношении ковида, и вакцинирования), есть и у меня несколько гипотез, но и не хотелось бы упрощать проблему — ведь каждая проблема (как и болезнь) скорее полиэтиологические, надо также тщательно изучать контексты и не забывать о системном подходе.
Главное здесь, как мне кажется, нежелание менять сложившийся образ жизни, свои стереотипы и привычки. Иными словами, дело в гомеостазе социально-экономической системы, который как правило без особого труда полностью (почти или совсем) программирует элементы системы.
Никто не хочет менять свой любимый образ жизни — ни простые граждане (любых возрастов и прочих категорий), ни бизнесмены (любого уровня), ни политики — никто. И вот в этом, кстати сказать, наблюдается настоящее «народное единство».
Принятие серьезности угроз коронавируса требует определенных ответных действий. Если нет вакцины, значит надо менять сложившийся образ жизни — и на частном уровне, и на всех уровнях системы. Другой путь — либо полное отрицание ковида, либо отрицание серьёзности ситуации («да он не опаснее обычного гриппа» - хотя никто ранее не видел, что сезонные эпидемии «обычного гриппа» приводили к ситуации, схожей с настоящей, если уж пошла работа защитных механизмов то на такие «мелочи» внимание не обращается, и вообще это уже не область мышления, это уже совсем другое).
Я прекрасно помню как все развивалось. Вначале вообще никто не хотел никакого карантина, никаких ограничений. Ни в Китае, ни в Италии, ни в Испании — словом, нигде.
Вообще, сложно придумать нечто более глупое и абсурдное, чем идею о «стремлении властей (или кого-то там еще) посадить народ в концлагерь (или там душить его, тотально прессинговать и контролировать с помощью карантина)».

Сложившийся социальный порядок и есть идеальная форма тотального социального контроля, который не имеет ничего общего с музейными представлениями о власти как о силе, исходящей из некоего центра, причем линейно исходящей.
Социальная система уже давно, так сказать, себя отладила и скорректировала. А вот вынужденные карантинные меры как раз и несут угрозу гомеостазу социального порядка. Поэтому необходимость карантинных мер с самого начала и пугал власти во всех странах, особенно в тех, куда пришлась первая волна ковида. Все тянули с карантином, и только когда уже больницы и морги переполнялись, признавали его необходимость. Для всех властных и капиталистических (буржуазных) элит идеальной, в смысле устойчивого воспроизводства всей системы отношений, была и остаётся именно сложившаяся социальная организация, когда все поглощены стремлением к деньгам, успеху, развлечениям, все стремятся быть активными, «счастливыми», «жить полной жизнью», то есть все «при деле».
Уже поэтому-то должно быть понятно, что как раз в данном случае власти проявляют самую настоящую заботу о людях, чтобы было меньше смертей, меньше тяжело больных и вообще заболевающих ковидом, чтобы пандемия отступила и чтобы ситуация вернулась на круги своя и все вернулись к той жизни, которую принято считать «нормальной». Власть имущим и буржуазии не нужны проблемы с недовольными, озлобляющимися и беднеющими массами, а также с разваливающейся экономикой. Поэтому-то вакцины и вакцинация имеют именно нормализующую функцию. И они (власть, большой капитал) не могут не постараться, чтобы вакцины паботали не было с ними проблем.

Один из главных (экзистенциальных) смыслов социального порядка (в данном случае капиталистического) — обеспечить массы разнообразными и надежными средствами для бегства от себя (по Фромму). Решительно все служит тому, чтобы схематизировать и стандартизировать мышление, эмоциональную сферу, способность мечтать и фантазировать, то есть даже воображение стандартизировать, все наши порывы во всех сферах, а также все возможную человеческую активность подчинить строго определенным сценариям, согласно внутренней логике существующей системы, чтобы вся наша жизнь служила топливом для социально-экономической Мегамашины. И капитализм, не могу этого не признать, пока представляет собой суперэффективную Мегамашину, увы. Индустрия культуры, индустрия развлечений, спорта, «искусства», даже индустрия «протеста» и «контркультуры», черная дыра стремления к деньгам и товарно-денежных отношений и пр. - по всему этому довольно неожиданно нанес удар ковид, размер частиц которого составляет 100–120 нм...
Однако этот удар привел лишь к тому, что массы воспылали еще большей «любовью» к социальному порядку («скорее бы вернуться к «нормальной» жизни»).
И вся ситуация с восприятием ковида лишь подтверждает тезис, что для хомо сапиенса важно прежде всего «эффективно» приспособиться к коллективным фантазиям и поверить в них, но никак не познавать себя и окружающий мир (ярчайшей пример тому — невероятный вес и значение религии, сохраняющееся до сих пор). Но все, конечно, гораздо сложнее, ибо отношения социум-индивид во многом построены на даблбайнде, да и другого много ещё в них есть интересного.


Если же говорить о нежелании вакцинироваться, то, думаю, центральный вопрос — в восприятии самого коронавируса. Антивакцинаторство - это уже дополнительная конструкция.

Недоверие к вакцинированию — это феномен, который меня по-настоящему удивил. А меня уже очень давно ничего не удивляло ни в социальной сфере, ни в человеческой психологии.
Вакцинирование — уже испытанный и проверенный, можно сказать старый, способ борьбы с эпидемиями. Ничего принципиально нового в случае ковида не было (мы имеем дело не с каким-то инопланетным вирусом). Наука развивается, накапливая опыт. И она финансируется, и в каких-то случаях даже очень неплохо. Да, в науке есть внутренние проблемы, и они были всегда, но вообще-то для адекватного понимания этих проблем надо бы иметь хотя бы начальные представления о сути процесса научного познания, но эти знания не получить из бредовых роликов и картинок, заполонивших интернет. И это как раз тот случай, когда глубокая некомпетентность в какой-либо сфере мешает осознать саму себя, то есть крайне некомпетентный человек даже не может осознать свою некомпетентность, но зато он может смотреть и рассылать ролики, картинки и всякие кричащие цитаты.
А понимание сложности процесса научного познания, которое само требует сложного мышления (умения мыслить сложно), имеет мало общего с позой «А, эти ученые, как все остальные, опять хотят нас на*бать! Никому нельзя верить»!)))

В определенном смысле я могу понять тех, кто не хочется вакцинироваться потому, что не считает большой угрозой сам ковид (хотя с этой позицией я принципиально не согласен), а не видит что-то страшное в вакцине и не распространяет всякие бредни ней (о них); ну или если человек понимает все риски, не верит в мракобесие, но по каким-то своим причинам отказывается от вакцины, ну, не знаю, мировоззрения разные есть.. Я так же хорошо могу понять философское отношение «семи смертям не бывать, а одной не миновать»… Хотя и тут все не так просто. Да, никто на самом деле не знает сколько ему ещё осталось, у каждого может скрыто развиваться в организме что-то плохое (экзистенциальную проблематику вместе с темой смерти я пропустил через себя очень давно и экзистенциализм мне весьма близок «по духу»), но мы же можем заражать других, в том числе и старых людей… Это же не внезапная тромбоэмболия, например. Как же можно это отрицать, игнорировать… Хотя, если до сих пор есть ВИЧ-диссиденты, вряд ли стоит удивляться. Другой пример — среди собаководов тоже есть те, кто раскрыли «заговор врачей и Большой Фармы» - они не делают своим питомцам даже прививки от бешенства, хотя регулярно живут с ними на дачах.
Короче говоря, эта ситуация поднимает и обостряет очень сложные вопросы, связанные глубинными основами мировоззрения, моральным выбором, экзистенциальной сферой… Тут много о чем можно и надо бы и подумать, и поговорить, но откровенное мракобесие и активное его распространение, застревание в элементарных когнитивных ошибках и т. п. - именно это, последнее, и делает сейчас погоду.
А уж вера в красочные, но схематичные истории об «ужасных последствиях вакцинации» это вообще нечто. При этом верящие в эти страшилки обычно никак не отягощают себя «неудобными» размышлениями о том, сколько потенциального вреда для здоровья может быть в самых привычных для них вещах — в условиях работы, в загрязненности мегаполисов… Один из ярких примеров — люди, чьи профессии относят к опасным для здоровья, но которых эти вредные условия совершенно не волнуют, они даже не прикладывают никаких усилий для улучшения условий труда, но видят угрозу для своего здоровья именно в вакцине и уходят в радикальный отказ.
Иными словами, люди верят в то, во что им удобно верить в данной ситуации.
Оказывается, есть атеисты, которые верят в загробную жизнь (М. Шремер «Небеса на земле»). А те, кто берёт кредиты, верят в то, что они таким образом обретают независимость)))
Если люди начинают массово верить в распространяемую в «правдивых» соцсетях информацию о том, что после массовой вакцинации года через два начнётся сильный рост онкологических заболеваний (или что-то в таком духе), поэтому «ни к коем случае нельзя вакцинироваться», то мои сомнения в возможности такого общества развиваться, по крайней мере в ближайшее время, а также решать насущные проблемы, начинают приближаться к максимальным значениям.

У меня давно сформировалась гипотеза о причинах неприятия массами науки и научного мировоззрения.
Она просто ассоциируется с родительской властью, с «навязыванием» чего-либо, а неприятие науки это «крестовый поход детей». Да, слишком много совершается системных ошибок и в детско-родительских отношениях, и в школьном образованием, да и вообще в человеческой коммуникации. Ну а далее «внутренний ребенок» склонен видеть вокруг происки «родителей», которые постоянно хотят его наказать, что-то его заставить делать, ну и не пустить играть на улицу...))) Или через концепцию метакоммуникации это также удобно понять.

Про регрессивную и антипросветительскую роль интернета, всех этих соцсетей и мессенджеров также сложно не сказать. Нет, утверждения, что техника и технологии «сами по себе» уже несут в себе какое-то зло — конечно же глупы. Первостепенную роль всегда играет контекст, а точнее сочетание контекстов, а также многих самых разных условий. То есть всегда надо бы пытаться понять — что именно, кто, как, в каких условиях и с какой целью использует. Но и зеркальная позиция, вера в обязательно прогрессивную и освободительную роль техники и технологий — не менее глупа.
Думаю также, что некоторые проблемы, которые затронул Бодрийяр в эссе «В тени молчаливого большинства, или конец социального...», имеют самое прямое отношение ко всей этой ситуации...

А это я писал в прошлом году
Covid-имплозия-2. Бесполезные размышления
Covid-имплозия
COVID-19. Борьба вирусов
Выражаюсь метафорически, сейчас разные «вирусы» ведут борьбу за «душу» человека. Некоторое время назад социум был оккупирован вирусом капитализма и неолиберализма, которые почти полностью руководили и направляли поведение и психику «отдельного человека» (да всей его жизнью руководили) — именно этот «вирус» заставляет человека всю жизнь играть по сценарию, который создал не он, но при этом быть уверенным в своей свободе и свободном выборе, именно этот вирус толкает человека стремиться к капиталистическому успеху, и вообще верить в эту мифологию успеха и денег, он же толкает человека к гиперпотреблению и т. д.
И Бодрийяр был абсолютно прав в своем анализе: «В большей степени, чем традиционные институты капитала, гипермаркет уже стал моделью любой грядущей формы контролируемой социализации...».
COVID-19. Бесполезные размышления
Tags: covid-19, Бодрийяр, антикапитализм
Subscribe

  • Стивен Кинг «Позже»

    Я воспринял «Позже» как социальный роман. И только этим он мне и понравился. «Позже» - один из последних романов Стивена…

  • Как разговаривать с мудаками ч.2

    «Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» - книга американского психиатра Марка…

  • Как разговаривать с мудаками. М. Гоулстон

    «Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» - книга американского психиатра Марка…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments