И эти иллюзии, возможно равно и как и существовавший порядок конвенционального регулирования, просто изживают себя. Или - уже изжили. Сюда же можно отнести и симулятивные процессы, "имплозию социального тела". В России это ощущается тоже очень остро. Например, в абсолютном крушении всех идеологий и идей, таком, что даже и не видно уже перспектив для появления чего-то нового. Саморазрушительность и даже какая-то ненависть к себе видна практически во всем - в современном искусстве, в кино, в массмедиа, в самой экономической системе, развивающейся по принципу "рою себе яму", в существующем социальном порядке. Прежнее направление развития достигло максимума своего расширения, началась имплозия. Причем, в связи с этим также примитивно было бы вспоминать о другой иллюзии - о мифическом инстинкте смерти. Просто идут некие изменения в системе.Радует, конечно, глубокий оптимизм Бодрийяра, который видел в этих процессах стремление к "примитивной сцене иллюзии, где мы снова встречаемся с нечеловеческими ритуалами и фантасмагориями культур, предшествующих нашей культуре"... (лучше весь его текст прочитать)
Так оно или нет - вопрос сложный, не имеющий однозначного ответа, в принципе. Можно было бы сказать о возвращении к дзенской таковости, но это будет неверным, т.к. эта дзенская "реальность" тоже является частью иллюзий нашей культуры. И нужно не удерживать их, но дать им уйти.
Одна из опасностей здесь - торможение процессов по причине увязания в неврозе. Ведь нынешнее общество потребления можно рассматривать как весьма глубокий регресс оральной стадии, а из невроза выйти - дело непростое, невроз очень устойчив. Однако, у меня нет никакой уверенности в уместности и адекватности здесь психоаналитических аналогий.
Так оно или нет - вопрос сложный, не имеющий однозначного ответа, в принципе. Можно было бы сказать о возвращении к дзенской таковости, но это будет неверным, т.к. эта дзенская "реальность" тоже является частью иллюзий нашей культуры. И нужно не удерживать их, но дать им уйти.
Одна из опасностей здесь - торможение процессов по причине увязания в неврозе. Ведь нынешнее общество потребления можно рассматривать как весьма глубокий регресс оральной стадии, а из невроза выйти - дело непростое, невроз очень устойчив. Однако, у меня нет никакой уверенности в уместности и адекватности здесь психоаналитических аналогий.