al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

HOMO NEOLIBERALUS или Добро пожаловать в Дивный новый мир NLFC!

HOMO NEOLIBERALUS или Добро пожаловать в Дивный новый мир NLFC! (НЛФС - неолиберальная форма субъективности)
Статья: Тео Т. Homo neoliberalus: от личности - к формам субъективности.
"В статье специалиста в области метапсихологии, критической и исторической психологии, профессора Йоркского университета (г. Торонто, Канада) Томаса Тео содержатся описание и критический анализ новой формы человеческой субъективности, которую автор ассоциирует с эпохой неолиберализма (NLFC, неолиберальная форма субъективности, далее - НЛФС)
...
Анализ социально-психологических составляющих НЛФС (Я, мышление, эмоционально-чувственная сфера, способность к агентности) автор предваряет описанием ее «наличных контекстов», которые способствуют возникновению, упрочению и окончательному триумфу неолиберальной формы жизни. Речь идет исключительно о развитых странах Старого и Нового света, где исторически сложились и достигли своего апогея капиталистический способ производства и свободный рынок. НЛФС одновременно выражает преемственность по отношению к предшествующей ей капиталистической эпохе и разрыв с нею. Преемственность состоит в нарастающем влиянии экономической формы жизни, подчинении интеллекта коммерческим целям и сугубо утилитарным задачам, сулящим прибыль и материальную выгоду, так что «технические знания оказываются накрепко спаяны с эгоистическими аттитюдами» [с. 583]. Разрыв же с традициями капитализма связан с тем, что неолиберализм радикально меняет все известные до сих пор отношения и связи между формами жизни, так что НЛФС подчиняет себе все иные формы субъективности...

Процесс поглощения одной формой жизни всех прочих вариантов субъективности предвидел еще Г. Маркузе в своей концепции одномерного человека1. В настоящий момент одномерность капиталистического толка сменилась полной редукцией индивидуальности, так что одномерной становится уже сама форма субъективности, возможная только в ее неолиберальном исполнении. Как это ни парадоксально, эпоха неолиберализма демонстрирует тот факт, что пик индивидуализации и личностного многообразия в условиях усложняющихся общественных систем уже пройден человечеством. Сегодня агрессор и жертва, маргинал и представитель
элиты объединены общей для всех формой субъективности, которая колонизирует и нивелирует любые проявления личностной и социальной несхожести. НЛФС не делает различий между социальными классами, меньшинством и большинством, мужчинами и женщинами, образованными и неграмотными; она игнорирует темы неравенства и социальной справедливости, подчиняя жизнь общества непреложным законам неолиберальной логики. Это мир, в котором царит один всемогущий критерий оценки качества существования - рыночная прибыль и материальная выгода. Предпосылками всепоглощающей власти НЛФС, разрушающей индивидуализацию жизни, служат глобализация, эрозия промышленности, доминирование сферы услуг над сферой производства, засилье рынка, тенденция к прерывности профессионального жизненного пути, рост прекариата, культ бизнеса и, наконец, превращение Я в разновидность «предпринимателя по жизни» [с. 584].

Предпринимательское Я - это ядро НЛФС и продиктованных ею неолиберальных жизненных стандартов. Как свидетельствует мультидисциплинарный (политический, социологический, социально-политический, экономический, биографический) анализ феномена неолиберализма, его адепты - политики, практики, теоретики и управленцы - выдвигают на первый (и, по сути, единственный) план современной жизни фигуру индивидуального предпринимателя на просторах свободного рынка, свободную торговлю и культ частной собственности, который действует с ведома самоустранившегося государства. Таким образом, «неолиберализм поистине приватизирует все сферы общественной жизни, начиная с деловой активности и заканчивая государственным управлением, образованием, здравоохранением, армией, безопасностью и тюрьмой; более того, он приватизирует само человеческое Я», резюмирует Тео [с. 584].
...
Самоцелью становится абсолютная идентичность личностной и деловой ценности индивида, неолиберальное Я постоянно озабочено самоконтролем, поддержанием самодисциплины, физического и духовного совершенства во имя процветания и успеха, которые выражаются в терминах личного (в крайнем случае - семейного) материального благополучия. Я - это то, что нужно взлелеять, воспитать и образовать таким образом, чтобы его можно было с выгодой презентовать, продать или обменять, поэтому Я всегда пребывает в состоянии озабоченности, беспокойства, поиска и самосовершенствования. Неолиберальному миру с его постоянно меняющимися запросами и требованиями, с нестабильностью производства, работы и рынка требуется быстрое, оперативное, текучее и подвижное Я, готовое на любые жертвы, лишь бы не остаться за бортом неолиберальной формы жизни. Сегодня в цене только «мобильное» Я, тогда как целостность и непрерывность целиком и полностью отданы на откуп свободному рынку, констатирует Тео [с. 586]. Таким образом, неолиберальное Я - это в одно и то же время субъект и объект постоянных усилий индивида, направленных на то, чтобы как можно точнее соответствовать неолиберальным жизненным лекалам; неолиберальный индивид - повелитель и раб своего предпринимательского Я, его заложник и господин. В терминах Фуко можно утверждать, что НЛФС интернализует ответственность, правительственность и субъективизацию, перекладывая социальную ношу прежних эпох на плечи неолиберального Я.

Самоконтроль и самодисциплина, а также непрестанный мониторинг жизненного успеха составляют главное содержание неолиберального Я, которое не готово критически оценивать «лучший из миров» и тем более оказывать какое бы то ни было сопротивление сложившемуся порядку. С этим связана такая психологическая особенность НЛФС, как интуитивно-утилитарный характер мышления, продолжает Тео. В границах неолиберального мира нет места теоретическому мышлению в виде поисков чистой истины и знания; здесь также контрпродуктивно любое практическое (моральное) мышление, оперирующее обобщениями и категориями моральных обязательств. Доминирующий тип мышления неолиберального индивида - это рациональный выбор, обусловленный логикой утилитаризма и материальной выгоды, калькуляция, направленная на удовлетворение личных эгоистических интересов. Некоторые исследователи характеризуют такой тип мышления как перцептивно-интуитивный, базирующийся на непосредственном наблюдении происходящего здесь и теперь, предельно конкретного, лежащего на поверхности. Такой тип мышления лучше всего подходит для решения утилитарных проблем в сиюминутном контексте, он находится в абсолютной оппозиции концептуальной форме мышления, способной подняться над повседневной индивидуальной жизнью. Концептуальное мышление может обернуться социально-критическим мировосприятием, перцептивно-интуитивное - как атрибут НЛФС - всегда конкретно и в его пределах не подлежат осмыслению такие абстракции, как социальные институты, сообщества, общественные интересы, социальная несправедливость и т.п. «НЛФС, сталкиваясь с социальной реальностью, ограничивается ближайшими перспективами и ближайшим окружением», - констатирует автор статьи [с. 588]. В пределах этого типа мышления нет места ни внешней истине, ни внутренней правде; эти понятия поглощены личностными, экономическими, сексуальными и прочими интересами. Истина (правда) вне границ индивидуального Я не существует либо признается несущественной для неолиберальной формы жизни. Поэтому мышление в пределах НЛФС неизбежно антиисторично и антисоциально. Именно поэтому интеллектуальное и художественное (не прикладное) образование в эпоху неолиберализма сохраняет свою актуальность лишь до тех пор, пока оно сулит экономический успех, позволяя уравновесить затраты на его получение и материальные выгоды в отложенной перспективе. Более того, в границах перцептивно-интуитивной калькуляции как базовой формы мышления неолиберальной эпохи любые макроэкономические и социально-политические категории, характеризующие процессы современности (национальный долг, кредитная система, право частной собственности, приватизация земли и т.п.), становятся объектом осмысления исключительно с точки зрения возможных личных «коммерческих» осложнений, которые могут быть предотвращены личными же усилиями, но не социальным вмешательством. В плане же политических ценностей специфика неолиберального типа мышления отдает предпочтение рассуждениям в терминах свободы в ущерб размышлениям о солидарности и равенстве [с. 589]. Приоритетными являются такие решения социально-экономических и политических проблем, которые входят в сферу компетенции конкретного индивида (но не общества либо сообщества), и потому соображения либеральной свободы всегда будут привлекательнее туманных проектов социальной взаимопомощи и солидарности (в особенности в тех случаях, когда ущемление прав других оборачивается личной коммерческой выгодой). Коллективные согласованные действия раз и навсегда вытесняются соображениями состязательности, конкуренции и соревнования.

Эмоциональная составляющая НЛФС - это постоянный акцент на статусности и престижности коммерческих операций (включая деловую активность, получение образования и профессии, создание семьи, отношения с близкими людьми), которые служат наглядным подтверждением жизненного успеха homo neoliberalus. Однако, в отличие от прежних эпох, эмоциональное манипулирование в рамках НЛФС чаще направлено не на других, а на самого манипулятора, подчеркивает Тео. Самым же действенным и востребованным инструментом эмоционального манипулирования становится стресс. «Неолиберализм требует постоянного пребывания в состоянии стресса, ощущения состояния стресса как константной формы существования, которая уравновешивается непрерывной погоней за счастьем» [с. 591]. Стресс - это закономерный результат постоянного пребывания homo neoliberalus в атмосфере перемен, трансформаций, неопределенности, неустойчивости, непредсказуемости, вновь обозначенных требований и условий, конкуренции, борьбы, утраты истины, инструментализации отношений и связей, констатирует канадский психолог. Стресс, изоляция, одиночество - это оборотная сторона погони за жизненным успехом и стремления соответствовать неолиберальным шаблонам. Ядро НЛФС - это потребность ощущать счастье, сделать состояние счастья, опосредованное опытом стресса, стрежнем жизни, фокусом работы над собой, психологического и телесного совершенствования. В терминах неолиберализма счастье как оборотная сторона стресса всегда подлежит калькуляции, имеет материальный эквивалент и носит исключительно личный характер.

Все, что необходимо для достижения неолиберального идеала, - жизненный успех, имеющий материальное выражение и зацикленный на самом его субъекте. Средством достижения успеха служат деньги, и это требование перечеркивает любые традиционные личностные ценности - скромность, умеренность, гордость, достоинство, самоуважение и т.п. Агентность неолиберального толка превращает все отношения, цели и задачи в «инструментальные сущности», подчиняя логике выгоды поиск своего призвания, профессию и карьеру, семью и близкие отношения. Успех как главная цель неолиберальной агентности заявляет свои права на самого своего носителя, который обязан хранить верность принципам неолиберализма в профессии и в быту, в супермаркете и на отдыхе, в спортзале и в домашнем кругу, совершенствовать тело и дух в соответствии с неолиберальными нормами молодости и здоровья и, в конечном счете, «успешно стареть».

В заключение Т. Тео подчеркивает, что НЛФС придает новый импульс и невиданные прежде исторические масштабы той форме жизни и субъективности, которую Э. Шпрангер ассоциировал с эпохой капитализма. НЛФС довела до критической точки утилитарно-практическую материальную ориентацию человека капиталистического, сообщив ей вездесущность и всеохватность, распространив «вычислительный» стиль жизни на все сферы личностного и общественного бытия, включая субъективное Я. По мнению автора, психологические дисциплины служат сегодня мощной поддержкой тенденций НЛФС, касающихся самоконтроля, жесткой дисциплины и погони за успехом. Поэтому, в частности, одной из вероятных критических перспектив в отношении неолиберальной формы жизни может и должно стать критическое концептуальное мышление, которое сможет выйти за пределы неолиберального здравого смысла".
Е.В. Якимова

https://cyberleninka.ru/article/n/2019-02-002-teo-t-h..
Оригинал Homo neoliberalus : From personality to forms of subjectivity/ Thomas Teo https://www.researchgate.net/publication/327560244_Ho..

А вот это, кстати, чистый даблбайнд (double bind):
"Извращенная логика неолиберальной формы жизни требует, чтобы индивид свободно выбирал свою судьбу, однако если выбор окажется не в пользу ценностей неолиберализма, его ждет жизненный коллапс"
--------------------------------------------------------------------
Всё это очень интересно, постараемся найти другие материалы по теме НЛФС, хотя к автору (Т. Тео) и есть вопросы, в частности, по поводу "трансцендентного Ego" - это очень туманный термин.

Другая статья: Неолиберализм и homo neoliberalus под прицелом социологической и психологической критики: введение к тематическому разделу
https://cyberleninka.ru/article/n/neoliberalizm-i-hom..
"Ключевыми неолиберальными инструментами в области психического здоровья в последние годы стали скрининг депрессии и мониторинг пользования социальными сетями. Индивиды в состоянии депрессии, не способные добиваться целей, получать удовольствие и реализовать себя в качестве конкурентоспособных предпринимателей, могут быть описаны как антинеолиберальные субъекты, которых следует выявлять и лечить. Теперь подобное сканирование осуществляется и в социальных сетях в рамках проектов «больших данных» и «открытой науки»..."

https://vk.com/wall-111877082_1675
ПСИХОЛОГИ ПРОТИВ КАПИТАЛИЗМА
Tags: антикапитализм, неолиберализм, психология капитализма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments