al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Categories:

Пелевин. Трансгуманизм ч.2/Идиатуллин "Возвращение Пионера"

Продолжение. Начало здесь. Если нам что-то начинает не нравится, мы активно ищем недостатки (ну или то, что является недостатками с нашей точки зрения)). Вот и я так)
В Трансгуманизме Пелевин продолжает использовать свою (художественную) версию мироустройства. Человечество — это стадо (кормовая база) вампиров, ими же и созданное. Уже этот повтор не есть хорошо, а точнее вызывает скуку и скепсис. Но и сама эта идея мне не понравилась изначально, в той вампирской дилогии. Как и то, как она была там развита. Хотя местами мне понравилось, что-то было очень смешно и как говорится «в яблочко». Чего стоит описание (в начале Empire V) типичного удовольствия типичного обитателя неолиберального капиталистического мира)))
Я конечно понимаю, что мы имеем дело с художественным вымыслом автора, а никак не с социологическим трактатом))) Но… мне уже давно изрядно поднадоела СХЕМА художественного вымысла, в которой описывается глобальная ситуация так сказать внешнего господства над некоей системой (человечество, общество). Это слишком примитивно. Этакий Центр власти или даже Центр создания, а значит и производства проблем. Любые проявления когнитивной слабости и ограниченности людей значит объясняются специальным скриптом, который неустранимо вшит в психику и фатально блокирует возможность понимания определенных проблем и аспектов бытия.
Ладно, тонкая ирония и сарказм автора, (возможно) сложные многоуровневые метафоры, полет воображения — понимаю, понимаю. Однако вот насчет тонкости и сложности есть у меня сомнения. А может это удобные шаблоны, востребованные масскультурой и весьма выгодные с коммерческой точки зрения? Искусство продаж никто не отменял. Ведь при капитализме живем)
В принципе я хорошо понимаю, что создать такую историю, где есть просто живая система, а все ее проблемы имманентны ее устройству — не так просто, особенно чтобы она хорошо продавалась. Нет никаких сверхсуществ, есть только безликая и безразличная логика системы… А когнитивная ограниченность есть результат того, что мы просто социальный вид и в нас зашито стремление быть частью группы и обществ (см. например М. Либерман «Социальный вид»). Вот скукотища-то! Не правда ли?)))
Хотя при желании картину с причудливо функционирующей живой системой также можно сделать интересной. Система, приобретающая странные эмергентные свойства, которые начинают заставлять сомневаться в том, продолжает ли она оставаться живой? Или приходится лишний раз поразмышлять об определениях — живое, неживое…
Были кстати попытки описать Капитал как Сверхорганизм — вот это была более интересная для меня история.
Ну а если почитать наиболее удачные (с моей точки зрения) книги Бодрийяра, то Пелевин в плане идей конечно совсем не нужен. Бодрийяр это конечно так, к слову, каждый тут при желании выдаст список своих авторов.

Другое мое литературное разочарование - «Возвращение Пионера» Шамиля Идиатуллина. Задумка очень интересная, просто супер. Мировоззрение и психология тройки суперталантливых пионеров, выдернутых благодаря физическому парадоксу из 1985 года, сталкивается с капиталистической российской реальностью 2021г. Вначале нравилось, я дажене обращал на своеобразный стиль автора, от которого я не в восторге (еще по «СССР ТМ»), он даже выглядел очень уместным и органичным. Но потом… Нет, не могу сказать, что тема совсем провалена и дискредитирована, вовсе нет. Я даже могу сказать, что история «Возвращения Пионера» это в каком-то смысле ответ )и очень хороший, сильный ответ) нудному нытью Набокова (или антисоветчиков-набоковых) о том как большевики разрушили его «страну детства», или как он выражался. И это при том, что сам Идиатуллин нисколько ни совкофил, насколько я понимаю (но и не совкофоб). Просто для меня эта тема важна и интересна, ну и сам я много чего мог бы сказать обо всем этом. А у автора ну как то слишком просто и местами не о самом важном… Рамки масскультуры все же имеют слишком большое влияние. Начинаешь думать, а кому автор адресовал эту книгу, не все пишут так, как Лем «Солярис» писал...
В «Возвращении Пионера» больше всего мне не понравилась линия, эксплуатирующая тему «ужасных полицейских» и «полицейского беспредела» - вот это прямо автор пытался подделаться на определенные настроения, впечатление у меня такое осталось. Какие-то клише «произвола и беспредела», слишком грубо выглядит. А в картине России 2021г., да и всего мира, как-то видно тему катастрофического неравенства, ну не могли гиперпродвинутые советские дети не найти в сети эту информацию, и о наших миллиардерах, и о мировой ситуации.
Ну, а каждого свои акценты)
Tags: антикапитализм, литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments