После 1-й мировой Германия находилась в состоянии униженной державы с имперскими замашками, также любящей апелировать к своей "богатой культуре", к "великому прошлому". Фромм довольно подробно исследует внутреннее положение в Германии, экономическое состояние и настроения различных классов и пр. И многие черты той Германии поразительно похожи на российские реалии. К большому сожалению похожи. Т.к. фашизм в Германии установился весьма быстро и без проблем. И лично я уже давно вижу в российском обществе очень сильные предпосылуи для установления агрессивного диктаторско-тоталитарного режима, есть в нашем обществе даже деструктивные тенденци к нему, саморазрушительные тенденции. В принципе, у нас ведь и так тоталитаризм, только мягкий, скрытый, с улыбающимся лицом. От настоящего, кровавого тоталитаризма видимо удерживает лишь его экономическая неэффективность, в сравнении с симуляцией демократии и многопартийности, при тотальном промывании мозгов большинству граждан. А правящие группировки - это прагматики, бизнесмены, их "религия" - это бизнес, рост капитала. Но, к сожалению, мы не знаем, как будет развиваться все далее. И как долго внутренния агрессивность и деструктивность большинства, порожденная как внутренними бессознательными проблемами, так и неудовлетворительной социальной установкой, будет "успешно" перенаправляться на внешнего врага - мы тоже не знаем.
Ведь сейчас у нас в обществе действует модель, хорошо описанная семейными терапевтами и психологией социального научения. Агреесивность ребенка, порождаемая неудовлетворительными отношениями с родителями и их неадекватностью в ряде вопросов и направляемая первоначально на них, полностью подавляется по отношению к родителям и перенаправляется на другие внешние объекты. Поэтому, в частности, многие родители поощряют (открыто или скрыто) агрессивность ребенка в школе, со сверстниками, часто маскируя свои истинные цели (маскируя и от себя тоже))) советами, типа, надо учиться отстаивать "свои интересы", свое "достоинство" и пр. Одновременно сами-то они достоинство и нтересы своего ребенка уже давно подавили, как, впрочем, и свои.
Параллели с социальными процессами, дкмаю, тут увидеть нетрудно. Причем, это все касается далеко не только России, это все универсальные ситуации, почти что архетипические :)
Ведь сейчас у нас в обществе действует модель, хорошо описанная семейными терапевтами и психологией социального научения. Агреесивность ребенка, порождаемая неудовлетворительными отношениями с родителями и их неадекватностью в ряде вопросов и направляемая первоначально на них, полностью подавляется по отношению к родителям и перенаправляется на другие внешние объекты. Поэтому, в частности, многие родители поощряют (открыто или скрыто) агрессивность ребенка в школе, со сверстниками, часто маскируя свои истинные цели (маскируя и от себя тоже))) советами, типа, надо учиться отстаивать "свои интересы", свое "достоинство" и пр. Одновременно сами-то они достоинство и нтересы своего ребенка уже давно подавили, как, впрочем, и свои.
Параллели с социальными процессами, дкмаю, тут увидеть нетрудно. Причем, это все касается далеко не только России, это все универсальные ситуации, почти что архетипические :)