al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

О мифологии войны и "Белого солнца..."

Наконец написал свой "ответ" на вот эту психоаналитическую статью. Касательно "сублимационной эротики войны", я предпочитаю скорее юнгианскую интерпретацию "бегства мужчины от женщины". Отношения мужчины с женщиной можно рассматривать как метафору отношений "мужское эго - анима" и соответственно мы имеем дело с бегством мужчины от своей души-анимы, т.е. от своего бессознательного (в юнговском понимании), от самого себя, что и можно назвать "сутью" войны. Медведевская интерпретация основывается на таких теоретических конструктах, как сублимация и либидо, которые мне уже давно перестали нравиться, по крайней мере в варианте их механического использования.
Да, об интерпретациях. Собственно свои интерпретации я вовсе не рассматриваю как "истинные" или более "правильные", я практически согласен с отношением Фуко к этой проблеме, т.е. я придерживаюсь постструктуралистского подхода, ",не существует никакого interpretandum, которое не было бы уже interpretans" (Фуко)  :) Далее -
 - "ответ" на интерпретацию фильма. Ничего не могу с собой поделать :) , но я нахожу для себя в этом случае более интересным юнгианский подход.
Я вижу в фильме архетипический мотив "пушествия героя" ("путь эго"), который присутствует во множестве различных мифов. Ассоциация с солнцем, которую задает название фильма, лишь усиливает этот мотив. В мифах герой чаще всего либо находит некое сокровище, символизирующее некое "внутреннее богатсво", подвергшееся обесчценению и вытеснению, либо находит/спасает принцессу-аниму, либо просто возвращается домой к жене - и все можно понимать как достижение Самости (в юнговском понимании), целостности.
Сухов ничего этого не достигает. Он и женщин-то (гарем) не для себя спасает. За счет чего же фильм так популярен, что он затрагивал, что проецировал на него советский зритель?
Возможно, вот что. Советский, коммунистический проект, если основываться превоначальных источниках - трудах Маркса-Энгельса, главной своей гуманистической целью имел построение нового общества, где будет наконец возможно свободное и полноценное развитие каждого человека, а не его подавление, не деформация его психики, как было всегда ранее и есть, увы, и сейчас; т.е. в этом обществе человек может достичь своей целостности (я тут неизбежно тоже несколько упрощаю совсем непростые идеи Юнга), быть в гармонии с собой и с обществом. Однако этот проект потерпел крах в силу целого ряда причин, которые я здесь не буду затрагивать. Борьба за "светлое будущее" и "нового человека" превратилась из средства в цель, в основу настоящей жизни. И смутное ощущение этого, я думаю, нарастало, т.к. советский режим, мягко говоря, также не создал особых условий ни для свободы, ни для развития, ни для обретения целостности.
Может быть именно поэтому Сухов, со своей экзистенциальной ситуацией, и оказался так "близок" советскому человеку. Было очень много того, с чем можно было идентифицироваться. Жизнь в бежизненной пустыне, особых условий и возможности для (творческой) самореализации нет, цель - в виде линии горизонта, анима - лишь в воспоминаниях, мечтах и сновидениях, целостности как не было, так и нет :) Смысл жизни и ее насыщенность предают конфликты, опасности, борьба с врагами и война, а само начало фильма отсылает к теме экзистенциальной заброшенности.  Постоянная потребность в борьбе с врагами (или с разными мифологическими чудищами-драконами), являющаяся символом либо борьбы с подавляющими родительскими образами и с инфантильными связями за сепарацию, либо героическую борьбу эго за отделение от подавляющего влияния бессознательного, говорит лишь о неспособности к сепарации и к независимости (происходит постоянное воскрешение конфликтного невроттического паттерна).  
Одновременно в Сухове подкупает его некоторая отстраненность от событий, ироничность и отсутствие деструктивной агрессивности, ненависти.
Я бы даже назвал Сухова стихийным даосом или последователем дзен :)
И от этой ассоциации я перехожу к более оптимистическому взгляду на нашего героя. Да, вроде ситуцию в фильме  можно рассматривать как бегство от анимы. Но Сухов-то сохраняет с ней самую живую и позитивную связь в своем воображении, в своем внутреннем мире. А "контакт" с анимой (именно с анимой) только там и возможен! Я не говорю сейчас о проекциях анимы на окружающий мир. При этом Сухов сохраняет и дистанцированность от анимы, но ведь идентификация с архетипами, с содержаниями коллективного бессознательного чревата опасностью быть "захваченным" ими, чревата одержимостью или полным затоплением эго.
(Юнг создал доволь интересную концепцию устройства психики, где сознание и бессознательное должны находиться в динамическом равновестии). Судьба других героев и показывает это. Петруха - это слабое, десткое, эго. Он проецировал аниму и искал буквального контакта с ней. А любой архетип как-бы имеет два возможных полярных проявления, т.е. та же анима может быть и разрушительной. Проблемы Верещагина с анимой и со своим материнским комплексом тоже очевидны. Что-то уроборическо-затягивающее есть в саду-оазисе, где был его дом. Ну а Сухов, как хорошо видно на этом фоне, умел также и приносить жертвы. А жертвы всегда необхидмы лоя настоящего внутреннего развития. Жертвы - это и отказ от инфантильных связей, от затягивающего гедонизма и бессмысленных и сиюминытных  удовольствий, от сиюминутного обладания чем-то (я ссылаюсь на проанализированные Фроммом "модусы обладания и бытия"). И, кроме того, деятельность Сухова, как и той власти, которую он представлял (по этому фильму) заключалась и в востановлении равенства полов, в исправлении перекосов прежнего лого-фалоо-патрицетрического мира, в восттановлении ценности анимы (о необходимости чего много писал и Юнг).
Вот такой он был, наш Сухов :)
Tags: Фромм, Фуко, Юнг, война, кино, общество, психоанализ
Subscribe

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Коронавирус и воспроизвдство капитализма

    Пандемия коронавируса и все сопутствующие ей проблемы лишь укрепили капитализм. Да, когда пандемия только начиналась, и Жижек, и многие другие левые…

  • Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце

    Кадзуо Исигуро. Клара и Солнце. М.: Inspiria, 2021. Дивные новые миры (победившего капитализма) Кадзуо Исигуро. Из рецензии на горький.медиа:…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments