al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"На берегу" (On the Beach)1959г.

Пересмотрелэтот фильм по "наводке"  rock_blitz   -  да, действительно, из фильмов жанра ядерного постапокалипсеса,его нужно смотреть одним из первых. Прошло уже два после просмотра, а мысли переодически возвражаются к этому фильму и его атмосфере. Резко чувствуется разница между кинематографом "тех времен" и настоящим. Гибель цивилизации и последние месяцы ее остатков показаны практически без демонстрации взрывов, разрушений, катаклизмов и жутких трупов. Просто - пустые города, все здания целы, где-то даже еще электричество есть, вода у пристани плещется как, казалось бы и всегда, но людей - нет. Абсолютно пустые улицы, безлюдные города. Все уже умерли.  И жуткая атмосфера отчаяния и безысходности. По сути, того младенца, о недавнем рождении которого мы узнаем из первых кадров фильма, можно воспринять как метафорический образ целой цивилизации, которая, по историческим мерка и родилась-то совсем недавно, и, находясь еще в состоянии младенчества в смысле психологического развития, успела-таки обзавестись "игрушками" массового поражения, и, возможно, тоже не имеет будущего, как и этот ребенок.

Хочется сказать - надо бы почаще показывать такие фильмы, но... не уверен, есть ли в этом смысл, учитывая настоящий контекст. К тому же,  всем известно, насколько с тех пор возросли средства для самоуничтожения человечества.
Снятый таким образом фильм, оставляет больше возможностей для собственных размышлений и ассоциаций; образы, связанные с фильмом, рождаются откуда-то изнутри. Большинство современных фильмов оставляет лишь возможность созерцать и поглощать мгновенно сменяющие друг друга яркие образы, сцены и спецэффекты.
Фильм "На берегу" потрясающе передает атмосферу гибели цивилизации, не показывая трупов и разрушение, т.е. не занимаясь буквалистским изображением, современные же фильмы (особенно аналогичной тематики) демонстрируют в основном свое собственное саморазрушение, делая при этом невозможным ухватить, увидеть какие-то смыслы и идеи (многие современные постапокалиптические фильмы поразительно антиапокалиптичны, они скорее скорее скрывают эту тему, чем говорят о ней), они практически
"...не оставляют место для какой бы то ни было критики, поскольку они сами уничтожают себя, так сказать, изнутри. Полные цитат, изобильных деталей, хай-тех-приемов, они несут в себе кинематографический шанкр, внутреннее перепроизводство, раковую опухоль своей собственной техники, своей собственной сценографии, своей собственной кинематографической культуры. Такое впечатление, что сами режиссеры страшно боятся своих собственных фильмов, что они не могут их вынести (то ли из-за чрезмерных амбиций, то ли от недостатка воображения). В противном случае, чем объяснить эту чрезмерность задействованных технических средств и затраченных усилий, которые способствует лишь дисквалификации собственного произведения чрезмерной виртуозностью, специальными эффектами, мегаломаническими клише — как будто задача в том, чтобы извести, заставить страдать сами образы, извлекая из них все возможные эффекты до такой степени, пока сценарий, задуманный как саркастическая пародия (поверим, что пародийность здесь сознательна), не превратится в порнография образов. Все запрограммировано на то, чтобы предельно разочаровать зрителя, чтобы оставить у него только одно чувство — чувство излишества кинематографа, который таким образом заканчивает свой собственный демонтаж, в качестве инструмента очарования, творца иллюзий.
Что можно сказать о кино? — В конце своей эволюции, своего технического прогресса от немого к звуковому, от черно-белого к цветному, и далее к высокотехничности специальных эффектов оно совершенно утратило способность очаровывать, порождать иллюзии. По мере совершенствования техничности, кинематографической эффективности способность к очарованию все более утрачивалась. Современный кинематограф не знает более ни аллюзий, ни иллюзий: все погружено в сферу гипертехничности, гиперэффективности, гипернаглядности. Никаких белых пятен, никаких пустот, никаких эллиптических намеков, никакой тишины. Точно так же и с телевидением, с которым кинематограф все более сливается, теряя специфику своих образов. Мы все время идем по пути высокого разрешения, т.е. по пути бессмысленного совершенствования четкости образа. А такой сверхчеткий образ перестает быть собственно образом, превращаясь в реальность, осуществляясь в реальном времени. Чем больше мы подходим к абсолютному разрешению, к реалистическому совершенству образа, тем больше теряется его способность порождать иллюзии. "

 

Tags: Бодрийяр, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments