al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Бессознательное и политические взгляды

Активно "самодублируюшиеся" разговоры о том, какому пути "надо" следовать "России", какие ценности и идеологии принимать и т.п. - все они, как правило, призваны лишь увести мышление от более важных и основополагающих проблем. Выражаясь психоаналитическим языком, они являтся проявлением защитных механизмов психики. Гораздо более важный вопрос - о структуре бессознательных основ характера, в т.ч. и социального характера (Фромм). На словах человек может быть очень даже убежден в своих любых взглядах - от политических, до мировоззренческо-философско-религиозных, и при этом он даже может быть полностью искренним, как это ему кажется.  Однако, если он не имеет в должной мере представлений о своем бессознательном, то все (абсолютно все) его сознательные убеждения возможно являются чем-то вроде пустого звука, во всяком случае они должны будут подвергнуться сомнению и анализу - это уж точно.  Другой важнейший вопрос заключается в выявление всех скрытых коммуникационных процессов в нашем обществе, которое просто пронизанно коммуникационными связями. Т.е., когда мы видим внешние проявления заботы, когда вроде бы и говорят о свободе, о возможности свободного выбора, о демократии, равенстве, справедливости и т.п. как о главных принципах устройства социума, то весьма часто присутствуют другие, неявные, посылы, которые как-бы отменяют первые посылы, ставя индивида в сложную, патогенную ситуацию. Но вернусь к Фромму. В истории есть много ярких примеров, когда большие массы людей весьма быстро отказывались от своих убеждений, в которых они совсем недавно были уверены. Дело тут в том, насколько сильно, в данном случае, политические взгляды связаны со структурой характера человека, с содержимым его бессознательного, или же они были приняты лишь вследствии конформистской установки. Помимо исторических фактов, есть также впечатляющие эксперименты американских социальных психологов - о конформизме и релятивности социальной морали (поищу ссылку). Насколько легко и быстро люди отказываются даже от своих моральных принципов, в коих они уверены на словах!
Фромм (http://avtonom.org/lib/theory/fromm/begstvo/pril.html):
"Каждое.... понятие, каждая доктрина заключают в себе некую эмоциональную основу, которая определяется складом характера данного индивида.
В предыдущих главах мы привели ряд иллюстраций этого утверждения. В отношении доктрин мы показали, каковы эмоциональные корни раннего протестантства и современного авторитаризма. В отношении отдельных понятий мы показали, что, например, для садистско-мазохистской личности любовь означает не взаимное утверждение и союз на основе равенства, а симбиотическую зависимость; самопожертвование означает не утверждение собственной психической и моральной сущности, а наивысшую степень подчинения личности чему-то высшему; различие между людьми означает не реализацию разных индивидуальностей на основе равенства, а разную власть; справедливость означает не безусловное требование реализации прирожденных и неотъемлемых прав индивида, а правило, что каждый получит по заслугам; мужество означает не высшее утверждение своей индивидуальности против внешней силы, а готовность подчиниться и переносить страдания...

Тот факт, что идеи имеют эмоциональную основу, чрезвычайно важен, поскольку это ключ к пониманию духа любой культуры. Разные общества - или классы внутри общества - имеют специфический характер, на основе которого развиваются и обретают силу разные идеи. Например, идея труда и успеха как главных целей жизни смогла увлечь современного человека лишь из-за его одиночества и сомнений. Попробуйте внушить идею беспрерывных усилий и стремления к успеху индейцам в пуэбло или мексиканским крестьянам - вас просто не поймут; вряд ли даже поймут, о чем вы говорите, хотя вы и будете говорить на их языке, потому что у этих людей совершенно иной склад характера. Точно так же Гитлер и та часть населения Германии, которая обладает аналогичной структурой личности, совершенно фанатично убеждены, что каждый утверждающий, что человечество может упразднить войны,- это либо безнадежный глупец, либо наглый лжец. Вследствие их социального характера жизнь без страданий и бедствий для них так же немыслима, как свобода и равенство.

Часто случается, что некоторая социальная группа на уровне сознания принимает какие-то идеи, но эти идеи на самом деле не затрагивают всей натуры членов этой группы в силу особенностей их социального характера; такие идеи остаются лишь набором осознанных принципов, но в критический момент люди оказываются неспособны действовать в соответствии со своими принципами. Примером может служить рабочее движение в Германии во время победы нацизма. До прихода Гитлера к власти огромное большинство немецких рабочих голосовало за социалистов и коммунистов и верило в идеи этих партий, то есть эти идеи были распространены очень широко. Но насколько глубоко они были усвоены - это уже другое дело. Натиск нацизма не встретил сопротивления его политических противников, поскольку большинство из них не было готово бороться за свои идеи. Многие сторонники левых партий - хотя они верили в свои партийные программы, пока их партии пользовались влиянием,- легко смирились, когда наступил критический момент. Детальный анализ структуры личности немецких рабочих обнаруживает одну из причин - хотя, конечно, не единственную причину - этого явления: очень многие из них обладали рядом особенностей того типа личности, который мы назвали авторитарным. В них глубоко укоренились почтение к установившейся власти и тоска по ней. Многие из этих рабочих, вследствие такой структуры личности, в действительности вовсе не хотели того, к чему их призывал социализм: личной независимости вопреки власти и солидарности вопреки изоляции индивида. Одна из ошибок радикальных лидеров состояла в том, что они переоценивали силу своих партий: они видели, насколько широко распространены их идеи, и не заметили, насколько поверхностно эти идеи усвоены..."



 
Tags: Фромм, общество, психоанализ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Футбол и абсурд

    Интерес к футболу как одна из реакций на абсурдность контекста человеческого существования. Столь большое внимание к столь бессмысленному мероприятию…

  • Теория личной выгоды - о мифах неолиберализма

    Теория личной выгоды и эгоизма как источника всякой человеческой мотивации является всего лишь самоисполняющимся пророчеством и лишена какой либо…

  • Антисолидарность: современные формы

    В связи с движением антивакцинаторов (и не только) интересная складывается ситуация, в частности в сфере работы. Пример не из интернета, не из…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments