al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"Зеркала"(2008). Будьте внимательны к зеркалам и витринам...

...и если вы заметили странный отпечаток ладони на другой стороне самой обычной витрины магазина, то знайте, что рано или поздно вы, возможно, тоже сможете, неожиданно для себя, приложить руку... с той стороны... 
Зеркала / Mirrors (2008)
.  Неплохой фильм. Хорошо снят, смотрится с интересом. Но лично я даже и не ожидал, что он вызовет у меня столь разнообразные ассоциации - с Бодрийяром, с Фуко, с психоанализом, с о стадией зеркала Лакана, с Юнгом... Но я в общем-то и обратил на него внимания уже исходя из названия и краткой аннотации. У меня нет желания давать какую-то целостную "интерпретацию" фильма (чем часто увлекаются психоаналитики), если она не рождается как-бы сама, то я не вижу смысла выдумывать ее искусственно.  Мне более интересны как раз отдельные ассоциации и переживания, от которых тянутся нити к другим темам.
В "Зеркалах" конечно обращает на себя внимание образ сгоревшего крупного торгового центра - одного их ярких символов современной цивилизации и общества потребления. Кстати, интересно и то, почему он сгорел-то? Выражение амбвивалентности (любви и ненависти) к раю изобилия? Смутное ощущение того, что за фасадом рая кроется, ну, если и не ад, то нечто совсем  "не райское"? 
И, если окружающие нас витрины магазинов (причем уже просто на улицах, а не только в супермаркетах) являются оптическими конструкции потребления, где сам индивид больше не отражается, но абсорбируется в созерцании множественных вещей/знаков, в порядке социальных означающих, при одновременном исчезновении зеркал, в которых можно увидеть свой образ, то в фильме присутствует именно желание найти зеркала, найти свой образ, найти Другого. Это - стремление спастись от полного растворения личности в витринах, избежать окончательной трагедии идентичности, растворения личности в спектре вещей, несморя на всю пугающую сложность встречи со своим образом, встречи со своими собственными глубинами. Примечательно и то, что ранее на месте супермаркета был сумасшедший дом. Благодаря Фуко, мы знаем какую цель имело создание этих заведений - изоляция безумия. Т.е., изоляция Другого. Но на самом деле, полностью осуществить это - невозможно. И чем сильнее желание изолировать, тем более пугающей будет неизбежная встреча.
Да и само начало этой истории тоже показательно. Работа следователя может символизировать борьбу с бессознательным. Все вроде бы у человека идет нормально, но "вдруг" в перестрелке "случайно" убивает человека, "вдруг" у него появляются вспышки агрессии. Через эти симптомы бессознательное всегда пытается обратить на себя внимание. Ясно, что герой фильма не мог избежать полномасштабной встречи со своим бессознательным.
Мне также понравились последние кадры фильма. Если понимать их символически, метафорически, то герой, попав "по ту сторону", как-бы начинает видеть мир Иначе,  с Другой точки зрения. И, видимо, вот именно эта возможность предсталяется очень многим настолько опасной, что начинает ассоциироваться со смертью :)
Tags: Бодрийяр, кино, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments