al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Category:

Постапокалипсес в кинофильмах

Довольно много в последнее время было снято фильмов, в которых человечество полностью или частично гибнет от загадочных вирусов (идея о вирусах - модная идея, она сама - вирус)). Как правило, это - скучные фильмы, смотреть на детскую беготню голодных жутких зомби за остатками хомо сапиенс - не интересно, все остальное там - банально, кроме, пожалуй, одного момента - видов абсолютно пустых городов, практически не разрушенных, но безлюдных. И виды этих опустевших городов - красивы, эффектны, есть в них некая эстетика, я бы сказал) Создатели фильмов как-бы соревнуются друг с другом, показывая самые разные опустевшие города, фешенебельные районы, небоскребы, трущобы, магазины, мосты, шоссе с брошенными машинами и пустые... показывая их крупным планом, и с высоты птичьего полета... Красиво)  (это - единственное, на что мне было интересно смотреть))  Но вот  что все это означает, как можно это проинтерпретировать?  Я бы зашел вот с какой стороны.  Ничего постапокалиптического в этих фильмах и съемках нет, как нет и ничего действительно устрашающего. Все эти фильмы предназначены для расслабленного зрителя, который всеми силами пытается отогнать мысли о какой-то катастрофе.  Что может быть тогда в созерцании видов опустевших городов? Возможно:
1) желание уйти из этих городов, бросить их вот так (я тут вспоминаю фильм Шумахера "Падение" с М. Дугласом, где его герой "внезапно" просто бросает свою машину в пробке со словами: "Я пошел домой"), вырваться из удушающих пут современной цивилизации, становящихся все более деструктивными;
2) смутное понимание того, что наши современные города - эта "гордость" цивилизации - и так УЖЕ опустели, т.к. им не нужен человек.

Опять получается, что все разговоры и ожидания апокалипсеса призваны скрыть то обстоятельство, что апокалипсес уже произошел, а, возможно, он и сейчас происходит.
В отечественном же кинематографе подобных фильмов вроде-бы нет. И это не случайно. Многим расиянам гораздо приятнее смотреть на то, как гибнут Нью-Йорк, Лондом или Париж, эту ущербную психологию я хорошо понимаю.  Не видел я и отечественных фильмов, где показывались бы опустевшие Москва, Кремль (что, наверное, наиболее страшно))), Ленинград и пр. - это, вероятно, может говорить о том, насколько "многие расияне" приросли к своим засранным городам и своей деструктивной социальной организации, им очень сложно даже в воображении допустить  свой выход из нее, сложно разорвать идентификации с ней. Психологически тут все просто объяснить. Еще классики психоанализа отмечали глубокую архаичность и инертность "массовой психологии" в России.   Слабо развитое эго, неустойчивая и несформированная сознательная позиция + полное доминирование бессознательного приводят к тому, что содержания бессознательного проецируются на "государство" (являющееся фиктивным, по сути, понятием), на общество и прочие соц.институты, на "народ", на "общественное мнение" и пр. симулякры - и мы имеем полную зависимость человека от социума.
Дело-то еще и в том, что появление в американской и европейской культурах подобных постапокалиптических образов говорит о некоей работе с ними, т.е. эти проблемы не полностью вытесняются.  В России-жн идет  подавление реакций, подавление агрессии, недовольства и неудовлетворенности, а это только способствует нарастанию деструктивности.
Впрочем, и в России есть один небольшой видеоролик на подобную апокалиптическую тему :) Я имею ввиду отвратительнейший ролик, когда снимали поезднку Медведева на свою инуагурацию - пустынный центр Москвы, по которому проносится мерин с Медведом и его кортеж. Но это конечно видеоролик на несколько  другую тему. Он говорит о почти беспредельных (ну, как и  кажется) возможностях российской власти - они могут вот так легко "зачистить" любую территорию... :)
 
Tags: кино, психоанализ
Subscribe

  • Психология согласия и приспособление к социальному порядку

    Чалдини «Психология влияния» - слушал аудиокнигу. Тактика «нога - в дверях», а также технологии формирования у нас различных…

  • почему...?

    Продолжение записи почему кризисы никого ничему не учат? Благосостояние 1% самых богатых людей на Земле - это около 73 миллионов человек -…

  • (no subject)

    Можно конечно сколько угодно цитировать такого замечательного мыслителя, как, например, Эдгар Морен, вот только подобные идеи и сам тип мышления…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Психология согласия и приспособление к социальному порядку

    Чалдини «Психология влияния» - слушал аудиокнигу. Тактика «нога - в дверях», а также технологии формирования у нас различных…

  • почему...?

    Продолжение записи почему кризисы никого ничему не учат? Благосостояние 1% самых богатых людей на Земле - это около 73 миллионов человек -…

  • (no subject)

    Можно конечно сколько угодно цитировать такого замечательного мыслителя, как, например, Эдгар Морен, вот только подобные идеи и сам тип мышления…