al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

"Трюкач" (Stunt Man), 1980г. - жизнь в медиатизированной реальности?

Было конечно любопытно пересмотреть фильм, шедший в прокате еще в советское время,  во времена детства :)  А фильм, между прочим, и простой, и - непростой одновременно.  Вот что, к примеру, можно в нем увидеть. 
Вначале все просто - репрессивный социум, использующий своих членов) как пушечное мясо, а затем - бросающий; власть социума олицетворяют полицейские, почти хичкоковские, но такими они выглядят только поначалу...)))   Весьма символичной выглядит и фраза Кэмерона о своей татуировки в виде орла - "хорошо было бы, если бы он сейчас полетел). Получилось, что Кэмерон - главный, скорее всего, объект для идетнификаций и проекций массового зрителя, может спастись (да вообще жить, наверное уже) лишь в некоей странной реальности, которую, используя дискурс Жана Бодрийяра, можно условно обозначить как  медиатизированную реальность. Медиум  как-бы растворен в реальном, а "реальность" рождается на пересечении образов реальности или - "моделей". Ну и конечно мы имеем дело с "кино о кино", что, при мастерском исполнении УЖЕ порождает особый эффект. Жизнь в странной реальности, появляющейся на пересечении собственно реальности, вымысла, рассказов о ней, и, вероятно, при их растворении. Да и существовала ли когда-то "рельность"? :)  При этом я бы не рассматривал путь Кэмерона просто как бегство или как работу защитных механизмов психики, продуцирующих иллюзии -это банально, механистично и неверно, т.к. и подобный ход мысли - тоже иллюзии. В конце концов, можно сказать, что такова жизнь каждого человека, живущего в обществе массмедиа, в медиатизированной реальности - и надо просто думать, как жить в таких условиях. Можно утонуть в бессознательном, можно играть в деструктивные игры с репрессирующими силами, но можно играть и в другие игры.
В фильме много чего есть еще. Социум не только репрессивен, он - и парадоксален. Илайя рассказывает о режиссере, снявшим антивоенный фильм, но этот фильм приводит к увеличению милитаристских настроений в обществе. Илайя - это и трикстер, игрок. Он призывает Кэмерона избавится от мании преследования - ну прямо психотерапевт!))).
Конечно, и в этой реальности можно застрять. Однако, учитывая темное прошлое Кэмерона (которое одновременно является и персонификацией определенных сторон коллективного бессознательного массового зрителя), я бы не говорил, что путешествие Кэмерона - это путь к неврозу или что-то в таком духе. Ведь это "прошлое" - это и война, т.е. готовность "встать в строй" и идти убивать "врагов" неизвестно зачем, а также  преступление, из-за которого Кэмерона искало да же ФБР, и я не полностью доверяю откровениям самого героя. В начале фильма кто-то говорит о туристах, убитых где-то неподалеку, но эта фраза растворяется, как и все в медийном пространстве. Возможно, другие перспективы Кэмерона были бы в виде психоза, обусловленного посттравматическим стрессовым синдромом?  
Tags: Бодрийяр, кино, массмедиа, медиатизированная реальность, психоанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments