al_ven (al_ven) wrote,
al_ven
al_ven

Кризисное психоаналитическое. Крушение "мистики заботы"

Каково влияние финансово-экономического кризиса на психику с точки зрения психоанализа? Для этого нужно понять символические роли общественного устройства для индивида. Современное общество окружает  последнего иллюзией заботы, оно создает целую мистику заботы - изобилие товаров и услуг, а также возможность где-либо работать, получать зарплату, т.е. иметь некий уровень дохода, позволяющий втянуться в процесс гиперпотребления. Главное тут в том, чтобы человек начал верить, что все усилия не только целого общества, со всей его экономической машиной, но и целой цивилизации (научно-технический прогресс, совершенствование социального устройства) направлены на удовлетворение его "нужд" и "потребностей", что они существуют для него.Это очень хорошо можно увидеть в рекламе - даже за маленьким кусочком мыла, якобы,  стоят целые группы ученых и специалистов, его разрабатывавших, и только для нас, только для нашей кожи, или для кожи нашего ребенка))))  Или - ипотечное кредитование. Якобы, вся огромная банковская структура и лучшие финансовые умы трудятся над тем, чтобы разработать для нас (и только для нас!))) наилучшие, выгодные и удобные условия ипотеки, причем лицемерно сюда подсовывают и "заботу" о семьях, о тех же детях...   А ведь, по-моему, так просто задуматься над вопросом - а почему это, собственно, столь бурное равитие нашей цивилизации так и не обеспечило пока всех людей, все семьи нормальными жилищными условиями? Что это за развитие такое? Это развитие, или что-то другое, вообще?   Одновременно человек окружается всей многообразной социальной инфраструктурой, поддерживающей иллюзию, что он живет в свободном и демократическом обществе, он имеет права, он "защищен", "приобщен" и т.п.
Короче говоря, на деле человек служит системе и постоянно приспосабливается к ней, например,  непрерывно "продуцируя потребности" под новый кусочек мыла, шапунь, новыую модель телефона или автомобиля. Собственно, говорить о "внутренних потребностях" тут уже некорректно.
Если человек не погружается в психоз окончательно, не понимать (хотя бы частично), не видеть этой ситуации нельзя. Поэтому тут начинают вовсю работать защитные механизмы психики, человек отчуждается от своего восприятия, от своих чувств,  это приводит к состоянию внутренней расщепленности, появлению компенсаторных образований, потребности в культур-анальгетиках - система приходит к состоянию некоего динамического равновесия.  В общем, здесь нетрудно увидеть модель детско-родительских отношений. На общество, на социум просто переносятся паттерны отношений с матерью, ну или с родителями в целом.  Трансфер.
А кризис как-бы начинает подрывать эту ситуацию. И дальше могут быть уже только спекулятивные рассуждения, т.к. - много людей, много психологий, ситуаций, разных социальных групп и обществ, и многих побочных факторов. Что здесь будет доминировать? Страх утраты первичного объекта? Расщепление? Активизация агрессии? Оральная жадность? Оральная агрессия? Или - если общество-мама на меня сердится и меня не любит, лишает работы, игрушек - то значит это я плохой. Мама не может быть плохой. У Рональда Лэнга  есть прекрасные "Узелки" на эту тему.
Во времена разломов и кризисов всегда есть большая вероятность избавления от иллюзий - можно наконец начать осознавать фиктивность, иллюзорность этой мистики заботы, как и "правильности" социума-мамы, того, что она "любит" нас... Но, если это осознание и будет приобретать массовый характер, то не с России все начнется, это я не сомневаюсь.
Кстати, с юнгианской точки зрения кризис тоже можно рассмотреть. Тут я вижу, на скорую руку, два варианта. На социум проецируется Архетип Великой Матери, это и объясняет чрезвычайную захваченность бессознательным - даже наверное большинство психоаналитиков  так и не могу понять роль социума (они заняты приспособлением анализанда к нему, а потом на конгрессах обсуждают - а почему анализ далеко не так эффективен, как хотелось бы)))). С другой стороны, столкновение с кризисом может символизировать столкновение с Хаосом, архетипическим. Серьезнейшая, кстати, штука. И тут также можно было бы понять относительность полярного противопоставления Хаоса и "структурированного" человеческого Космоса.


Tags: Бодрийяр, Юнг, кризис, общество, постмодернизм, психоанализ
Subscribe

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • О времени (Карло Ровелли «Срок времени»)

    «Срок времени» - вторая книга итальянского физика Карло Ровелли. Первая - «Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле», о ней я писал…

  • Наркокапитализм

    Лоран де Суттер. Наркокапитализм. Жизнь в эпоху анестезии. М.: РИПОЛ классик, 2021. Книга - прямо подарок для левых! (да и не только для левых,…

  • Захват внимания Машиной влияния

    Виктор Мазин. Машина влияния. Наконец-то появилась эта книга. Буду читать "вне очереди". И не могу в очередной раз не сказать, что не может…