COVID-19. Борьба вирусов

Выражаюсь метафорически сейчас разные «вирусы» ведут борьбу за «душу» человека. Некоторое время назад социум был оккупирован вирусом капитализма и неолиберализма, которые почти полностью руководили и направляли поведение и психику «отдельного человека» (да всей его жизнью руководили) — именно этот «вирус» заставляет человека всю жизнь играть по сценарию, который создал не он, но при этом быть уверенным в своей свободе и свободном выборе, именно этот вирус толкает человека стремиться к капиталистическому успеху, и вообще верить в эту мифологию успеха и денег, он же толкает человека к гиперпотреблению и т. д.
И Бодрийяр был абсолютно прав в своем анализе: «В большей степени, чем традиционные институты капитала, гипермаркет уже стал моделью любой грядущей формы контролируемой социализации...». То есть Collapse )

COVID-19. Бесполезные размышления

Материалы (не бесполезные) по теме критический анализ капитализма и неолиберализма в контексте пандемии COVID-19 — здесь и здесь и здесь и еще там есть и другие материалы.
Начало темы в ЖЖ - здесь
А под бесполезными размышлениями я пониманию те, от которых вряд ли будет «практический» толк по крайней мере в ближайшей перспективе.
Продолжение мысли о неожиданной связи экономической и потребительской активности, которая питала существующую (капиталистическую) систему со смертью.
Вспоминается опять же Бодрийяр, который писал следующее:

Collapse )

Другая тема. В связи с COVID-19 конечно же вылез социал-дарвинизм,причем в самых разных вариациях, показывая всем свой оскал. Поэтому появился повод еще и еще поразмыслить над этим явлением. Думаю, одно изCollapse )

Жадность (Алчность) / Greed. М. Уинтерботтом

Жадность (Алчность) / Greed. 2019. Реж. Майкл Уинтерботтом.
В ролях: Стив Кугэн, Айла Фишер, Ширли Хендерсон и др.
В целом очень добротная антикапиталистическая социальная сатира, затрагивающая многие болевые точки современного капитализма
Collapse )
С дотошностью кинодокументалиста Майкл Уинтерботтом выясняет, как так получилось, что у 29 самых богатых жителей планеты сосредоточены деньги, которые должны принадлежать 4 000 000 000 бедных. Отправной точкой оказывается эпоха начала 80-х годов, когда режимы Тэтчер и Рейгана дали всевозможные послабления успешным бизнесменам.
В «Жадности» очень подробно расписано, как сколачивают первоначальный капитал магнаты фэшн-индустрии, откуда пошла традиция использования дешевой рабочей силы в развивающихся странах и почему владельцы модных брэндов не только ничего не смыслят в тонкостях портняжного дела, но и обладают отвратительным вкусом. На пальцах объясняется, каким образом за бесценок приобретаются процветающие предприятия. Ей Богу, после такого ликбеза у зрителя полностью пропадёт охота покупать себе одежду в дорогих бутиках!
Collapse )

Майкл Уинтерботтом снял действительно очень неплохой и актуальный фильм, хотя, конечно, и в нем можно найти определенные недостатки. Один из недостатков, впрочем, характерен для всего кинематографа в целом. Художественные средства последнего делают очень легким сомнительный ход - сосредоточить все внимание на главном герое (или героях) и его личностных чертах (его психологии, которая часто как-бы изымается из социального контекста) в ущерб рассмотрения контекста и социальной ситуации во всей ее сложности. Так мы можем оказаться в одном шаге от ошибочного сведения социально-экономических проблем к психологическим (психологический подход при этом часто становится просто вульгарным), к попыткам, например, объяснить системные социальные-экономические проблемы ролью "отдельных плохих капиталистов", которые одержимы жадностью, либо являются носителями психопатии, либо что-то еще в таком же духе, а значит якобы можно "просто" очистить от них существующую систему, не отказываясь от нее.
Collapse )

волки, крысы, тараканы, вирусы и... COVID-19

"Как-то мы выделили четыре основных способа нападения и защиты, наступления и обороны. У нас получилась некая генеалогическая последовательность, звеньями которой стали волки, крысы, тараканы и вирусы. Сначала враг прямо перед нами — это волки, а также атакующие нас люди. В данном случае мы устанавливаем заслоны, окружаем наши города крепостными стенами, возводим баррикады, иными словами, прибегаем к тактике фронтального сопротивления. В той мере, в какой неприятель — включая и неприятеля в рамках классовой борьбы, о которой говорил Маркс, — налицо, в той мере, в какой нам известно, с кем мы имеем дело, такого рода защита может быть успешной. Затем появляются крысы. Крысы — враг прячущийся, и потому фронтальное сопротивление им оказывается непродуктивным; в результате, чтобы справиться с этим весьма коварным противником, приходится изобретать что-то другое, приходится заниматься профилактикой, использовать средства санитарии… Следующая генерация врагов представлена тараканами, существами, которые живут отнюдь не в трехмерном пространстве — они обитают в сфере щелей. В отличие от крыс, они обнаруживаются повсюду, бороться с их нашествием чрезвычайно сложно, и нам опять необходимо искать новые способы защиты. Но на этом наши злоключения не заканчиваются — приходят вирусы. Мы сталкиваемся с ними в четвёртом измерении вселенной, там, где у нас уже нет возможности сопротивляться… Что мы в состоянии в этой ситуации предпринять?

Collapse )

Давно это уже было написано, но сейчас эти размышления приобрели еще большую актуальность. Сложная тема, но я бы термин «вирусы» понимал здесь как метафору ограниченности (а часто ошибочности) нашего мышления и восприятия, а не как некую «сущность», которая нам мешает или угрожает. Бодрийяр мне всегда был интересен, хотя я далеко не во всем с ним согласен, но в данном случае такая постановка вопроса представляется мне очень интересной, другое дело — к каким выводам мы потом приходим. Что касается трагической ситуации с пандемией COVID-19 и сопутствующим кризисом, то сейчас самое время, помимо решения оперативных проблем, задаться вопросами о основах фундаментальных (системных) проблемах существующего социального устройства, включая эпистемологические вопросы (с последних, возможно, следовало бы начинать).

Collapse )

Л. Млодинов "(Не)совершенная случайность"

Леонард Млодинов «(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью».
Книга мне понравилась во всех отношениях. Удивительное переплетение очень разных тем — и теория вероятностей, и психология, и математика со статистикой, и экзистенциальные вопросы, и даже социально-экономические проблемы. Способ изложения — замечательный, живой, местами с юмором, со множеством примеров и, что немаловажно, по-философски взвешенный, ничего не навязывающий. Так, несмотря на признание очень большой роли случая в нашей жизни, а также тотального недооценивания этого обстоятельства, Млодинов подчеркивает, что роль случая вовсе не является всеобъемлющей, а в конце он подводит итог: «Я убежден, что составлять планы очень важно, если мы, конечно, делаем это с открытыми глазами».
Чувствуется также, что автор — настоящий ученый, который к тому безмерно увлечен не только своей научной деятельностью, но и идеей популяризации науки. Примерно такое же впечатление у меня от книг Карло Ровелли.
Отрывки из книги Млодинова я выложил здесь. Но эту книгу можно цитировать довольно много, причем даже не обязательно в связи с ее основными темам.


Collapse )

Черные лебеди Талеба: критика

Речь пойдет главным образом о книге Нассима Талеба «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Но меня на самом деле интересует не столько сам Талеб и его теории (к нему я не могу относиться серьезно, а его основные идеи считаю несостоятельными), а почему ЭТО становится таким популярным и авторитетным в буржуазной(капиталистической) культуре.
Если говорить совсем кратко, вот что я думаю о нем и его теории.
Теория «черного лебедя» - это фикция, она не выдерживает критики, но она и не предназначена для этого. Среди ее главных задач — представить новый удобный миф, который будет «объяснять» суть кризисов и проблем в капиталистической экономике («все есть «черные лебеди» и не надо больше думать!»), а также будет служить оружием против марксистской и всей прочей критике слева. Другая задача — это реклама Талебом самого себя, с целью более эффективных продаж (самореклама просто сквозит во всех его книгах, как и нарциссическое самолюбование; «Талеб — охотник на черных лебедей»))). Третья задача — перепевание на новый лад старых мифов и привлекательности и чудесах капиталистической системы. Таким образом, я вижу две стороны в талебовских художествах — идеологическую (активное подпевание идеологии неолиберализма) и коммерческую (маркетинговую).
Теперь обо всем этом более развернуто.
Collapse )

Страх незначительности

Творческая прогрессивная человеческая мысль пока еще не исчезла — появляются интересные книги, переводы. Например:
«Я в рейтинге, следовательно, существую. Карло Штренгер. Страх незначительности».
Из книги "Быстрая черепаха: Неделание как способ достичь цели" Дайана Реннер, Стивен Д’Соуза.
На Флибусте есть эта книга, а небольшой отрывок можно прочитать здесь
Книга вроде бы действительно неплохая.
Но самое интересное, что перевели и книгу Карло Штренгер «Приключение Свобода. Цивилизованное презрение», а автор — швейцарский и израильский философ, психоаналитик, социальный мыслитель левоцентристского (!) направления. Его я бы тоже почитал. А еще раньше прошла информация об издании сборника текстов аргентинского психоаналитика левого толка Хорхе Алемана «Об освобождении. Психоанализ и политика». Понимая психоанализ политически и скрещивая его с социалистической мыслью, прежде всего, с марксизмом, автор старается наметить очертания нового политического проекта левых, который сам называет «лаканианской левой». В опубликованных на разных сайтах отрывках автор писал о необходимости понимания принципа циркулярности, что весьма интересно слышать от психоаналитика!

Что касается «страха незначительности», то он нем, конечно, написано уже довольно много — и психоаналитиками, отдельно я бы выделили Эриха Фромма (у него вообще очень глубокая и системная теория), и экзистенциалистами, и экзистенциальными психологами и психотерапевтами, а также психотерапевтами других направлений.
«Страх незначительности» - условный термин, в моем понимании отсылающий к целому ряду сложный проблем. И этот страх, эти проблемы играют огромнейшую роль (в качестве важной составляющей фундамента) и в социальных, и в политических проблемах. Эксплуатируется этот страх просто напропалую… А в условиях капитализма просто в еще больших масштабах.

Collapse )

Нереальная реальность

«Нереальная реальность. Путешествие по квантовой петле» Карло Ровелли — книга мне понравилась. Там не только про физику. Хотя и об исследованиях на переднем крае физики рассказано очень интересно. Книга эта еще и о том, что помыслить так сказать фундаментальное основание нашей реальности («из чего сделан мир») можно только если отказаться от привычных схем и привычного типа мышления. А уметь таким образом менять свое мышление — это вообще очень здОрово)) И очень интересно. Еще эта книга о науки, о самой ее сути. Автор пишет увлеченно, искренне, красиво — мне близок такой подход к науке.
Рад, что прочитал эту книгу. И ее чтение совпало с прослушивание аудиокниги Л. Млодинова «(Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью», впечатления от которой у меня также самые положительные (об этой книге надо будет написать отдельно).
«Нереальную реальность» можно найти на Флибусте, а также, как ни странно, в ВК. Физики в книге, конечно, много. Заканчивает автор теорией ковариантных квантовых полей. Но помимо этого, есть и такие интересные отступления:
" Природа человека — это не его внутреннее строение, но сеть личных, семейных, социальных взаимодействий, в которых он существует.

Это они «создают» нас, и они нас охраняют. Как люди мы есть то, что другие знают о нас, то, что мы знаем о самих себе, и то, что другие знают о нашем знании. Мы — сложнейшие узлы богатейшей сети взаимной информации.
Все это еще не теория. Это следы, по которым мы идем в поисках, как я считаю, лучшего понимания окружающего нас мира. Нам еще очень многое предстоит понять".

Отрывок был выложен на Теориях и практиках:
"Часики не тикают: почему для человека важно время, а для физики нет

Collapse )

«Ирландец» М. Скорсезе. Расколотое Я

«Ирландец» М. Скорсезе. Расколотое Я. Расколотое общество.
Кривая фальшивая улыбка Фрэнка (Де Ниро) бросается в глаза и очень хорошо передает внутреннее состояние героя. Эффект от мимики (неествественность) Де Ниро усилен благодаря той самой технологии экранного «омоложения» и не всем нравится, но, на мой взгляд, это как раз тот случай, когда недостаток превращается в достоинство (и фильма, и игры актера). Де Ниро превосходно сыграл человека, отчужденного и от самого себя, и от других людей (даже самых близких), передал состояние «расколотого Я» (заимствую название книги Р. Лэйнга), которого требовало от него противоречивая, глубоко конфликтная и такая же расколотая социальная среда.
Collapse )

Спираль насилия

Решил повторить старый материал о спирали насилия, механизме самооправдания и когнитивном диссонансе (по книге - К. Теврис, Э. Аронсон «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия"). К этой теме меня вернули фильм "Джокер" и его обсуждения; меня не впечатлило ни первое, ни второе.

"«Спираль насилия — и добродетель

Вы испытываете стресс? Один источник в Интернете может научить вас, как изготовить собственную маленькую «Чертову куколку» (Damn It Doll), которую «можно бросать, бить, топтать и даже душить, и тогда вы избавитесь от раздражения». Вот небольшая инструкция к ней:
Когда вы хотите пнуть стол или бросить на пол телефон и заорать — вот маленькая «Чертова куколка», без которой вам не обойтись. Схватите ее покрепче за ноги и найдите подходящее место, чтобы шмякнуть ее. И когда вы будете вышибать из нее дух, кричите: «К черту! К черту! К черту!».
Collapse )