Зарплата и социальный контроль в мире капитала

Жан Бодрийяр о неявных формах социального контроля в мире Капитала.
«Помимо того, что зарплата и доходы трудящегося дают капиталу средства для эко­номического капиталовложения (кончилась эпоха наемного труда как эксплуатации, наступает эпоха наемного труда как акционерного участия в капиталистическом обществе — то есть стратегическая функция трудящегося смещается в сторону потребления как обяза­тельной службы обществу), на сегодняшней стадии зарплаты/статуса преобладающим оказывается другое значение слова «вложение» [investissement]: капитал облекает [investit] трудящегося зарплатой как некоторой должностью или ответственностью. Или же он дей­ствует как захватчик, который осаждает [investit] город, — глубоко охватывает его и контролирует все входы и выходы.

Мало того, что капитал посредством зарплаты/дохода заставля­ет производителей пускать деньги в оборот и тем фактически превра­щает их в воспроизводителей капитала, но он еще и более глубоким образом, посредством зарплаты/статуса делает их получателями мате­риальных благ, в том же смысле в каком сам он, капитал, является полу­чателем труда. Каждый пользователь обращается с потребительскими вещами, сведенными к их функциональному статусу производства услуг, подобно тому как и капитал обращается с рабочей силой. Тем самым каждый оказывается инвестирован мыслительным порядком капитала»,

Зарплата "представляет собой таинство вроде крещения (или же соборования), делающее вас полноценным гражданином политического социума капитала".

Collapse )

Речь Президента :)

РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА. ОЛИВЕР САКС (из книги "Человек, который принял жену за шляпу").
Оливер Сакс - американский невролог и нейропсихолог, писатель и популяризатор медицины, автор ряда популярных книг, описывающих клинические истории его пациентов (в этом смысле он продолжал традиции «клинических рассказов» XIX в.). О. Сакс переписывался с советским нейропсихологом А. Р. Лурией, часто ссылался на его работы.

(Посвящается ВСЕМ буржуазным Президентам - действующим, прошлым, а также рвущимся к власти, но не стремящимся к смене капиталистической системы, воспроизводящей себя благодаря тотальному обману и самообману)

"ЧТО ПРОИСХОДИТ? Что за шум? По телевизору выступает президент страны, а из отделения для больных афазией (Афазия - полная или частичная утрата способности устного речевого общения вследствие поражения головного мозга.) доносятся взрывы смеха... А ведь они, помнится, так хотели его послушать!

Да, на экране именно он, актер, любимец публики, со своей отточенной риторикой и знаменитым обаянием, - но, глядя на него, пациенты заходятся от хохота. Некоторые, впрочем, не смеются: одни растеряны, другие возмущены, третьи впали в задумчивость. Большинство же веселится вовсю. Как всегда, президент произносит зажигательную речь, но афатиков она почему-то очень смешит.
Что у них на уме? Может, они его просто не понимают? Или же, наоборот, понимают, но слишком хорошо?

Collapse )

Выборы в США и технологии воспроизводства капитализма

Система выталкивает на поверхность лидера, на которого удобно навесить ярлык одиозного, скандального, опасного, которого удобно подозревать в фашизме», «авторитаризме» и т. д. Судя по нынешним выборам в США это очень эффективный метод — нация мобилизована, явка избирателей чуть ли не самая исторически высокая. Один из самых забавных фактов — проигрывающий Трамп получает голосов даже больше, чем в свои победные выборы. Американских социалистов и левых вообще не видно и не слышно, особенно если сравнивать с предыдущими выборами, с (весьма относительны) успехом Берни. Показали картинку с фашистом-дьяволом и миллионы готовы голосовать за кого угодно, только бы не победил этот «фашист». Хотя в чем заключался фашизм Трампа я так и не понял. Трамп — это прежде всего ультракапиталист (просто гиперуспешный — и миллиардер, и Президентом стал), он жестко запрограммирован в основном экономической логикой капитализма и неолиберализма (как и какой-нибудь Байден), и именно это главное, по-моему. А такие в принципе опасные явления, как «фашизм», уже давно, к сожалению превратились в ярлык, который часто используется без понимания сути явления, в демагогии, в политических войнах.
А еще более верный способ отодвинуть всех левых и всех прочих, кто не вписывается в логику капитализма, - это вот такому лидеру, играющему роль скандального, начать троллить общество заведомо скандальными и очень дурно пахнущими инициативами, типа запрета абортов. Причем совсем не обязательно ему самому иметь такую цель, достаточно только потроллить.
К сожалению, немногие готовы прислушаться к таким тезисам:
Collapse )

О писателях-антисоветчиках

Как же они глупы… и это если выражаться предельно мягко)))
Особенно если сравнивать их мышление с критикой капитализма, которая велась начиная с Франкфуртской школы и вплоть до современности, включая разных Бодрийяров и пр.

Будучи активным слушателем аудиокниг, я регулярно просматриваю соответствующие торрент-трекеры, где временами появляются и творения всех этих «диссидентов». Вот я и решил немного так сказать повспоминать, с помощью аудиокниг. Я хорошо помню, какой ореол все это имело в 80-90х, а также и раньше, в определенных кругах, и также я очень хорошо помню как все ЭТО использовалось и во имя чего (последнее особенно хорошо видно сейчас).

Если говорить о писателе как «знатоке человеческих душ», как проникающим в глубины социальных и культурных проблем художнике и мыслителе, то я свое отношение ко всей этой компании писателей-антисоветчиков могу выразить очень кратко и емко — это кружок обосравшихся, причем по самое немогу). Или так — это никакая ни канарейка в шахте, а какой-то монстр-оборотень из миров, например, Стивена Кинга, который наоборот готов завести тебя в тупик, в завал, а самому получать за это всяческие премии и прочие подачки от буржуазного мира.
Collapse )

О Франкфуртской школе

Стюарт Джеффрис - Гранд-отель "Бездна". Биография Франкфуртской школы.
Выборочно почитал - очень заинтересовала книга.
"Адорно полагал, что американское коммерческое радио сродни тоталитарному, знакомому ему по нацистской Германии, которому, по его мнению, было предписано «хорошо развлекать и отвлекать» массы, чтобы лучше их контролировать. Он пришел к выводу, что функция американского коммерческого радио состояла в том, чтобы отвлекать слушателей от политической реальности, превращая их в пассивных потребителей, выбирающих из предложенного.

К примеру, в своем очерке 1939 года «О навязчивом повторении» Адорно говорит, что музыка используется в музыкальных заставках и стандартизованных мелодиях из хит парадов, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у так называемой жертвы. «Подобно тому, как, услышав звук корма, падающего в миску, собака бегом направляется к ней». Такая музыка уже и не музыка больше, а шаблонная системаCollapse )

Туризм и сателлизация реальности (Бодрийяр)

"Сегален говорил, что, начиная с того момента, когда действительно узнали, что Земля — сфера, путешествие перестало существовать, потому что удаляться от какой-либо точки сферы означает к этой же точке приближаться. На сфере линейность приобретает странную кривизну, кривизну однообразия. С тех пор, как астронавты начали вращаться вокруг Земли, каждый стал тайком вращаться вокруг самого себя. Началась орбитальная эра, пространство которой великолепным образом составляет телевидение и многое другое, подобно тому, как круговорот молекул и спиралей ДНК составляет тайну наших клеток. С началом первых орбитальных космических полетов завершилось освоение мира, но сам прогресс стал круговым, а человеческая вселенная превратилась в огромную орбитальную станцию. Как сказал Сегален, начинается «туризм» — нескончаемый туризм людей, которые, строго говоря, не путешествуют, а двигаются по кругу в замкнутом пространстве. Экзотика умерла.

Тезис Сегалена приобретает более широкий смысл. Перестаёт существовать не только путешествие, то есть постижение Земли, но и физика и метафизика поступательного движения; от них остаётся лишь циркуляция, а всё то, что предназначалось для возвышения, превосходства, устремления в бесконечность — знание, техника, сознание — искусно отклоняется, чтобы выйти на орбиту. Переставая быть совершенными в своих замыслах, эти области начинают создавать для себя постоянную орбиту. Таким образом, и информация орбитальна: это знание, которое никогда больше не превзойдёт само себя, не Collapse )

Счастье? - Спасибо, нет!

Да, книга Дэвиса «Индустрия счастья» очень даже неплоха. А слова «Счастье? - Спасибо, нет!» - это Жижек, и я с ним в этом вполне согласен. В связи с темой счастья вспомнил свою старую подборку - Жижек, Фромм, В. Франкл, а также социолог Ева Иллуз и психолог Эдгар Кабанас.

Вообще, хочется просто поиронизировать обо всем этом - в таком глуповатом внимании к счастью «виновата» теория систем и все эти идеи об обратной связи и рекурсивных петлях)), но, конечно же, дело в попытках любым способам приспособить какие угодны научные идеи(да и вообще абсолютно все, что угодно) для «нужд» существующей экономической системы — капитализма.
Почему идея счастью оказалась так востребована? Вот тот Дэвис правильно отмечает, что с определенного момента старое представление о том, что деньги способствуют определенному количеству счастью, «было повернуто с ног на голову: то есть теперь предполагалось обратное – определенное количество счастья приносит некую сумму денег».
Тут на самом деле мы выходим сразу на несколько очень непростых проблем и поразмышлять обо всем этом чрезвычайно интересно и полезно. Это и проблема причинности, и правильное понимание принципа нелинейности и системности (а то ведь слишком часто принцип нелинейности пытаются «понять» и использовать не выходя за рамки парадигмы линейного мышления, но тут надо уметь менять парадигмы!, а это опять отдельная большая тема — и такой вот вышеназванный подход к проблеме счастья в угоду капитализму и неолиберализму является как раз примером ошибочного использования идеи о нелинейности и циркулярности).
Collapse )

Индустрия счастья

Уильям Дэвис: Индустрия счастья. Как Big Data и новые технологии помогают добавить эмоцию в товары и услуги.
Надо будет почитать, вроде бы интересная книга, проблемы затрагиваются просто архиважные. Подробнее о ней здесь.
Индустрия счастья — наверное, автор делает отсылку к понятию Индустрии культуры, введенному еще Адорно и Хлокхаймером. Индустрия это производство серийного стандартизированного продукта, но что еще более важно, это еще и (и это обязательно!) производство не столько спроса, сколько потребителей, то есть таких же стандартизированных потребностей, схем восприятия, а точнее — стандартизированных «личностей». Ну и тут можно много чего еще сказать. А потом все приходит к симулякрам, и т. д.

Но я еще думаю, что массы играют в некое подобие игры, которая у Эрика Берна называется «Все из-за тебя», но и это не корректная формулировка, так как все это нужно рассматривать в русле системного подхода, понимая принцип нелинейности и пр. Неверно думать, что это массы «сами» хотят переложить бремя написания сценария своих жизней (включая цели, смыслы, понятие о счастье и т.д) на некие «внешние» силы, чтобы потом удобнее было сказать - «аааа, все пошло к черту именно и только из-за тебя»))), нет, здесь все несколько сложнее. И, на мой взгляд, здесь гораздо полезнее будет системный подход, в котором рассматривается система и взаимоотношения, паттерны, в которых все реакции всех участников обуславливают друг друга и являются частью сложных паттернов.
Collapse )

Бредовая экономика, бредовая работа. Памяти Д. Гребера

2 сентября в возрасте 59 лет умер Дэвид Грэбер. Он был, наверное, одной и наиболее значимых фигур в левом движении. О причинах смерти информации нет, я найти не мог.
Про "Бредовую работу" я недавно писал в ЖЖ, а также здесь.
"Книги Грэбера оказывают терапевтическое воздействие - они по-дружески, но основательно доносят до читателя простую мысль: Нет, это не нормально. Нет, мир бывает устроен иначе. Нет, те, кто убеждает вас в обратном, врут" (социолог Г. Юдин).
И действительно, его "Бредовая работа" выстроена психологически очень правильно. Да, тут можно высказать претензии с точки зрения теории марксизма - уход от темы классовых отношений и т.п., но есть ли смысл всегда и везде настаивать именно на таких формулировках, если нас просто не слышат? А Гребер просто дал слово тем, кто глубоко переживает бессмысленность (бредовость) своей работы, а значит, возможно, и жизни, но неудовлетворенность и неверие в капиталистическую систему - точно, пусть это и не всегда ясно осознается. Такие книги, такие истории, такие голоса и такие инициативы могут сыграть важную роль в радикальном изменении общества.
Collapse )

О необходимости утопий

Из книги Срничек Н., Уильямс А. "Изобретая будущее". Книга хорошая. И психологически очень верная, на мой взгляд. Отрывки из нее ранее публиковались в сети, а сейчас и она сама доступна.

""Вспоминая будущее
На сегодняшний день один из наиболее распространенных и трудноуловимых аспектов (неолиберальной) гегемонии — это накладываемые ею ограничения на наше коллективное воображение. Мантра о том, что «никакой альтернативы нет», все еще звучит правдоподобно, несмотря на то что все больше и больше людей с ней борется. В этом большое отличие от долгого XX столетия, расцвета воображаемых утопий и грандиозныхCollapse )