Психология согласия и приспособление к социальному порядку

Чалдини «Психология влияния» - слушал аудиокнигу.
Тактика «нога - в дверях», а также технологии формирования у нас различных обещаний и обязательств (под влиянием извне) и т. д. - все это надо знать, но надо бы еще уметь мыслить системно и комплексно. Иначе мы не будем видеть за деревьями лес.
Мое отношение к книгам Чалдини (а точнее к ТАКОЙ психологии и к ТАКОМУ ее использованию) — весьма скептическое. Мне были уже известны все те трюки и технологии, о которых пишет Чалдини, и возможно именно поэтому я как-то остро прочувствовал другое измерение самой манипулятивной жизненной стратегии (манипуляции как жизненного сценария). Здесь тоже я не совершил для себя никаких открытий, просто как-бы пробежал по относительно детализированному описанию тотальной манипуляции в социуме.
Да почти вся социализация построена на тотальном «влиянии», а, скорее, на "программировании».
То, что описывают подобные (поверхностные, а поэтому успешные в данной культуре) социальные психологи - это «вершки», да и их они не могут никак связать между собой.
В процессе социализации нас постоянно «подталкивают» к тому, чтобы мы давали разные обещания, брали на себя обязательства и т. п. В принципе, это нормальный и рутинный процесс, но это все нужно осознавать и осмысливать. А этого почти никогда не происходит.
Collapse )

Кладбище неудачников огромно

Десять шагов к миллиону/ Ошибка выжившего/ Ложь победителей.
Сделал подборку для группы https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_1602
Проблема еще и в том, что стремление к успеху как правило глубоко иррационально, плюс изощренный "гипноз" со стороны системы (капитализма, рынка), поэтому я уж не знаю. насколько в данном случае могут быть действенны рациональные аргументы. О "гипнозе" и иррациональном я писал здесь Черные лебеди Талеба: критика

"Кладбище неудачников огромно" - Нассим Талеб.
"Убедительный нарратив создает иллюзию неизбежности" - Даниэль Канеман.

Истории успеха очень распространены и их количество постоянно множится. Оттачивается и умение их рассказывать. Нередко создается впечатление, что истории успеха служат прежде всего рекламой капитализму как строю (капитализм - система возможностей! - якобы...). Одну из последних таких (показательных) историй можно найти на сайте Forbes - Тони Роббинс в юбке: как украинская иммигрантка Кэтрин Зенкина стала женским коучем по «американской мечте» (ссылка будет в конце поста).

Collapse )

Вакцинируемся

Сделали с женой первую прививку. Прошло уже около двух суток, побочных явлений почти не было. Легкая заложенность носа, которая появилась и прошла в течении часа, небольшая слабость на следующее утро, длившаяся недолго, умеренное чувство жара - все это вообще могло быть не обязательно в связи с прививкой; место укола - только слабые болевые ощущения при определенной мышечной нагрузке, но и это уже прошло: температура не поднималась. У жены тоже ничего особенного, что вызывало бы сильный дискомфорт.
Ну, как я и ожидал.
Для себя всю ситуацию с вакцинацированием, после сбора необходимой информации и ее осмысления, я понял уже достаточно давно, и вопрос о том "а нужно ли" я тогда и закрыл, уже не говоря о бреде антивакцинаторов, который, вместе с ковид-диссидентством я все пытаюсь как-то системно продумать и получше понять. Пока могу сказать, что, наверное, прибавилось у меня пессимизма по отношению к будущему человечества, в смысле возможного прогресса, построения лучшего общества и развития собственно самого человека, включая и мышление, и способность к эмпатии, и систему человеческой коммуникации. И тут опять про теорию имплозии социального сложно не вспомнить.
Collapse )

О системе кредитования и субъективности типа "должник"

Появились публикации о новом исследовании отечественных социологов: долговая мораль россиян в условиях атомизации.
Там же ссылки на другие материалы по данной теме (которые, на мой взгляд, гораздо более интересны во всех отношениях)
В последнем исследовании социологов меня больше всего заинтересовало вот что:
"Желание личной независимости приводит к тому, что люди предпочитают брать кредиты, потому что они не рассматриваются как что-то, лишающее независимости.
...одним из моральных императивов, которые мы выделили в результате исследования, был императив независимости и самостоятельности. Люди чувствуют необходимость ни от кого не зависеть в своей хозяйственней жизни. Доминантным оказывается нежелание быть в долгу. Но откуда тогда берется кредит? Как ни странно, кредит берут, чтобы не быть в долгу".

Получается что-то вроде шизофрении. Парадокс, последствия попадания в системный социально-экономический даблбайнд. Свобода - это рабство, рабство - это свобода. Независимость - это зависимость, зависимость - это независимость.
Короче говоря, очень хорошую такую "свободу" (и "освобождение") несет людям капитализм - все более изощренные и тотальные способы манипуляции, обмана, самообмана.
В более мягкой форме это все можно интерпретировать с помощью теории когнитивного диссонанса. То есть формируется Образ Я - независимый, свободный и т.д., "свободным и независимым" быть "нормально", а от нормы нельзя отступать. Ну а далее под все твои действия подводится "нужное" обоснование и объяснение, чтобы этот образ Я не был разрушен.
Пока эта система работает, но это пока...
https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_1587
Другие публикации
Collapse )

Игра на понижение. Разрушение научной картины мира как ментальная агрессия

Глава из книги отечественных психологов "Агрессия в обыденной жизни"/ С. Ениколопов, Ю. Кузнецова, Н. Чудова.

Авторы рассматривают и сравнивают три типа картин мира - научную, житейскую (обыденную) и мифо­логическую. Особое внимание уделяется негативным последствиям разрушения научной картины мира и различным механизмам "опрощения".
На наш взгляд можно было бы побольше написать о роли активного навязывания религиозной картины мира (проще говоря, активной религиозной пропагангды) в разрушении научной картины мира, а также о роли в том же процессе мелкобуржуазной картины мира, когда весь мир начинает рассматриваться через призму личной выгоды и подсчета возможной прибыли, а также бухгалтерской субъективности (речь идет о специфической психологии человека экономического) - влияние последней картины мира скорее всего гораздо более тотально и опасно, чем религиозная КМ. Но вернемся к книге.
В главе есть также подразделы: Научная картина мира и СМИ, Научная картина мира и некачественная научная литература.

Collapse )

Секс без людей

Дженни Климан «Секс без людей, мясо без животных. Кто проектирует мир будущего». Очень даже неплохая книга и интересный автор.
https://vk.com/redpsychology?w=wall-111877082_1580
Из рецензии: "речь в книге пойдет не только о сексе и роботах. А о феминизме, капитализме, информационной гигиене и безопасности и об этике в самом широком смысле слова.
Collapse )

О выученной беспомощности

Продолжение предыдущего поста и многих других. Теория, несомненно, интересная, хотя и есть большие вопросы к ней. И еще больше к тому как она используется.
Селигман в своей книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» пытается найти причины резкого роста случаев депрессии в США и не только (в странах «развитого капитализма»). Рассуждения его выглядят весьма слабыми, он пишет о росте индивидуализма в XX веке, о потере чувства общности, даже о потере связи с Богом (каков «ученый», однако!))), но это является лишь механическим повторением старых уже попыток объяснений указанных проблем, которые без более глубокого анализа выглядят неубедительно. И при чем здесь именно депрессия? Индивидуализм гораздо легче связать, например, с ростом тревоги (Ролло Мэй, Фромм), это более понятно, но не с депрессией.
Селигман сам пишет, что «
В основе пессимизма лежит беспомощность. Беспомощность - это состояние, при котором любые ваши действия не способны повлиять на происходящее». Ну а устойчивый пессимизм и беспомощность служат основой для депрессии, пишет Селигман.

А между тем в США, как и в любой другой капиталистической стране, условия, которые могут способствовать чувству беспомощности и, возможно, дальнейшей депрессии, находятся просто на поверхности.
Одна из главных задач (если не главная) для каждого человека в условия капитализма — это разбогатеть, то есть стремиться добыть как можно больше денег.
«Миллиардерство — вот, бесспорно, самая желанная карьера XXI века с многочисленными преимуществами перед таким востребованным видом занятости, как офисное рабство… С уровнем неравенства, достигшим исторических отметок, выбора вообще нет — либо ты миллиардер, либо пропал» - Кори Пайн «Живи, вкалывай, сдохни. Репортаж с темной стороны Кремниевой долины». И (черная) ирония Пайна становится все более уместной...
Еще гораздо раньше (1949 г.) американский социолог Р. Мертон в книге «Социальная теория и социальная структура»Collapse )

Ужас позитивной психологии)))

Мартин Селигман «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» - обнаружил аудиокнигу, послушал. Мда… Только в буржуазной культуре может расцвести такая хрень.
Я неплохо знал об основных тезисах и сути позитивной психолог, читал отрывки из книг Селигмана и др., видел как это все используется (хорошо продается) в условиях капитализма и неолиберализма (и именно это главное), поэтому решил не тратить время на чтение опусов этого «великого психолога», но аудиокнигу все-же решил попытаться прослушать.
Вообще я не могу сказать, что полностью отрицаю идеи позитивной психологии, вовсе нет. Кое-какие частички хороших идей там есть, но как и в каком контексте все это используется… Короче, позитивная психология для меня это еще и яркий пример того, как можно испоганить здравые идеи.
Collapse )

Про уровни обучения: дополнение от Жижека

«Истинная свобода это не свобода выбора. Истинная свобода это свобода коллективно изменить сами условия выбора» - это одна из основных мыслей Славоя Жижека, высказанных в лекции.
И ее также можно понять как по-настоящему марксистское радикальное дополнение к теории уровней обучения.
(Лекция Славоя Жижека: Свобода, возможное-невозможное, а также фрагмент этой лекции про коллективные действия - можно посмотреть здесь).
Порадовала меня это его выступление (что, признаться, не всегда бывает).
И тема про уровни обучения мне уже давно интересна. У меня тут были пост "Уровни обучения или как нам изменить общество". А здесь я придумал примеры-иллюстрации теории уровней обучения.

«Не заметили ли вы, как странно в нашей Вселенной распределены возможное и невозможное?» - спрашивает Жижек. В области личных свобод и технологий невозможное становится все более возможным, «по крайней мере нам так говорят» - отмечает философ. Появляется перспектива наших психофизических возможностей при помощи технологий, рассказываются красивые истории о цифровом бессмертии, можно менять свой характер, свой пол, летать в Космос (все, конечно, стоит денег)), все цифровые архивы в нашем распоряжении и т.д. Но если мы спросим, например, а можно ли немного изменить систему здравоохранения, чтобы медицина стала более доступной для всех, нам сразу ответят - ни в коем случае, это невозможно.

Таким образом, «что возможно, а что – нет – это основное идеологическое противостояние современности».

Collapse )

Человеческие сети

Мэтью О. Джексон - Человеческие сети. Как социальное положение влияет на наши возможности, взгляды и поведение.
«Общественная среда с раннего детства во многом определяет жизнь человека» - признает стэндфордский профессор Мэтью Джексон.

Выборочно посмотрел эту книгу - понравилось, в целом. Тут и политика, и психология, и философия... И опять даблбайнд здесь можно увидеть! Матрицу даблбайнда.

Написал для группы, там же ссылки на книгу.
В Главе 6. Иммобильность и неравенство: сетевая обратная связь и ловушки бедности он пишет:
«Неравенство и иммобильность – своего рода социальный рак. Можно лечить симптомы – путем налогообложения или перераспределения доходов, – но, хотя эти меры и приводят к некоторым улучшениям, они не лечат саму болезнь. К счастью, иммобильность и неравенство гораздо легче диагностировать, чем многие виды рака. Но, как и в случае рака, к иммобильности и неравенству приводят многие факторы, часто взаимодействующие между собой. И чтобы узнать, какое лекарство прописывать, нам нужно вначале понять причины этих факторов».
Collapse )